UNBELIEVABLE.SU
Приведения/полтергейст

Войны

Загадочные и интересные места/открытия

Загадки прошлого

Сокровища и пираты

Загадки животного мира

Личности/народы

Катастрофы

Праздники и обычаи

Религия/Вера

Искусство

Медицина

Высокие технологии

НЛО/пришельцы

Загадки космоса

Истина

загрузка...

Реклама:
Поделиться с друзьями:

Катапультное кресло

Катапультное креслоМногим еще памятна катастрофа, произошедшая 16 августа сего года при подготовке к авиасалону «МАКС-2009». Тогда истребитель Су-27 и спарка (двухместный) Су-27УБ из пилотажной группы «Русские Витязи» столкнулись в воздухе. Все пилоты катапультировались. Двое из них остались живы (хотя и получили серьезные травмы). Третий - командир пилотажной группы Игорь Ткаченко, парашют которого сгорел, - погиб.
«Ступайте вниз!»
Вопрос о том, как спасти летчика при аварии в воздухе, возник уже на заре авиации. Долгое время пилоты летали без парашютов. Число погибших небожителей быстро росло. Но только в первой четверти XX века изобретателям удалось наконец создать достаточно надежные парашюты. Лучшим из них был признан парашют Ирвина, разработанный в США.
Постепенно в военной авиации парашюты стали обязательным снаряжением летчиков. Начались поиски и в гражданской сфере.
В начале ЗО-х годов XX века в США появилось спасательное устройство для гражданских самолетов под названием "Ступайте вниз!" Это было специальное кресло. Конструкторы его справедливо рассудили, что далеко не все пассажиры, даже в смертельной ситуации, смогут броситься с парашютом за борт самолета. А потому при аварии их нужно выбрасывать, так сказать, в принудительном порядке. От пассажира требовалось по сигналу тревоги лишь продеть руки в плечевые обхваты и застегнуть крепления. Остальное должен был сделать летчик: движением рычага распахнуть люки, через которые кресла вместе с пассажирами выпали бы из самолета. Парашют, находящийся в каждом кресле, раскрывался автоматически.
С этими креслами проводились специальные опыты, однако не с пассажирами, а с манекенами. Кресло "Ступайте вниз!" действовало неплохо, но практического применения оно не получило.
Была и другая идея - спасать всех пассажиров вместе, опускать их на большом парашюте в отделяемой от самолета кабине. Подобные кабины разрабатывались в США, Англии, Германии. Наш изобретатель ранцевого парашюта Г.Е. Котельников в 1927 году тоже получил патент на парашют коллективного спасения.
Парашют «Сессны»
Увы, и отделяемая кабина для пассажирских самолетов тоже осталась мечтой. Слишком сложным оказалось ее осуществление на практике. Но идея не была отвергнута. Жива она и по сей день.
Например, одна американская фирма создала парашют с площадью купола около 1000 квадратных метров для аварийного спуска двухместного самолета «Сессна». Двадцать лет над таким же устройством работали итальянские инженеры. Труд их завершился испытаниями на одномоторном туристском самолете. Опробовать необычный парашют взялся летчик Томи Вокер.
Испытания катапультируемого кресла
Испытания спасательного устройства

Поднявшись в воздух, он "отстрелил" крылья самолета (включив взрывные устройства). Бескрылая машина камнем понеслась вниз. Но отважный пилот привел в действие парашют диаметром более 20 метров, и скорость спуска машины замедлилась до безопасной, равной 5-6 метрам в секунду.
Когда до земли оставалось около полукилометра, Вокер на всякий случай решил подстраховаться, выпрыгнул из самолета и раскрыл свой парашют. Снижаясь, он мог видеть, как плавно и ровно опустился на траву обескрыленный самолет.
Но это были опыты с небольшими машинами. Другое дело самолеты, вмещающие в своем чреве сотни пассажиров! Мало того, уже при скорости полета в 500 километров в час на человека, рискнувшего покинуть кабину, давит встречный воздушный поток с силой в несколько сотен килограммов!
Встреча с ураганом
Летчик, оказавшийся за бортом, почти наверняка столкнется с хвостовым оперением и погибнет от страшного удара. Стало ясно, что при авариях в воздухе пилота нужно выбрасывать, катапультировать из кабины вместе с креслом.
Пионерами в решении этой нелегкой проблемы стали немецкие инженеры. Еще во время Второй мировой войны в Германии были созданы катапульты для первых реактивных самолетов, и в начале 1943 года немецкий военный летчик впервые избежал гибели с помощью катапультного кресла.
Катапультное кресла
Катапультное кресло

В усовершенствованном варианте этого устройства пилот, приняв решение катапультироваться, брался руками за скобу над головой и натягивал на лицо матерчатую шторку. От этого движения включались все механизмы катапультной системы и, в частности срабатывал пиропатрон, в результа те чего кресло силой пороховых газов выбрасывалось из самолета и описав дугу, благополучно перелетало через высокий киль хвостового оперения.
Спасение летчика Смита
У нас первым опытное катапультирование совершил летом 1947 года парашютист-испытатель Гавриил Кондрашов. Двумя годами позже вынужденно катапультировался из горящего истребителя майор Константин Зотов. Прошло оно достаточно гладко. Но так бывало не всегда, и об этом свидетельствует случай, произошедший с американским военным летчиком Джоржем Смитом в 1955 году.
Он летел на высоте 11 тысяч метров. При одном из маневров машина перешла в крутое пикирование. Пилоту ничего не оставалось, как покинуть истребитель. Тем временем скорость самолета уже превысила скорость звука. Катапультное кресло не было рассчитано на такую скорость, но Смит все же решил использовать последний шанс на спасение и катапультировался над морем. Летчика подобрала случайная моторная лодка. Вид его был ужасным: лицо изуродовано, глаза вылезли из орбит. Воздушный вихрь сорвал с летчика шлем, перчатки, часы и даже туго зашнурованные ботинки. Желудок был так надут воздухом, что тело Смита держалось на воде, как поплавок.
Позже специалисты подсчитали, что Смит при катапультировании испытал чудовищную, 40-кратную перегрузку. То есть его вес в тот момент возрос до 3200 килограммов! Около семи месяцев пролежал Смит на больничной койке, прежде чем врачам удалось снова поставить его на ноги.
Кресло третьего поколения
Можно еще вспомнить и другое катапультирование, случившееся осенью 1989 года, когда под Парижем, в Ле Бурже, проходил очередной международный авиасалон.
В тот день российский летчик-испытатель Анатолий Квочур совершал показательный полет на истребителе "Миг-29". Вдруг при крутом вираже резко упала тяга одного из двигателей. Самолет свалился на крыло и устремился к земле. На небольшой, стометровой, высоте выровнять самолет не было никакой возможности. Квочур включил катапульту. Через пару секунд самолет врезался в землю и взорвался. Пилот опустился на расстоянии нескольких метров от полыхавших обломков его «Мига», не веря в свое спасение. Катапультное кресло К-36, одно из лучших в мире, спасло ему жизнь, Квочур рассказывал: "Помню, что отчетливо увидел, как удивительно медленно стала сминаться носовая часть фюзеляжа, как вспыхнул огонь. Все показалось мне растянутым по времени и беззвучным, словно в немом кино".
Катапультирование из самолета на земле
Спасение возможно и на уровне земли

Кресла третьего поколения позволяют катапультироваться и на сверхзвуковых скоростях полета. Это обеспечивает встроенный в них микропроцессор. Кресла позволяют спастись пилоту даже во время разбега машины при взлете и при пробеге во время посадки.
На военных самолетах уже применяются и отделяемые кабины, правда, пока еще экспериментальные. В гражданской же авиации по-прежнему преобладает тенденция уповать лишь на повышение надежности самолетов.

Источник: Тайны ХХ века, №41, октябрь 2009, Геннадий ЧЕРНЕНКО

Поделиться с друзьями:
загрузка...


Комментарии:
mir-14
идея неплохая... вот только ещё нужна система отделения кресла от элементов конструкции самолёта. А вот её сделать логически трудно: если она должна срабатывать от разгерметизации... но не всегда разгерметизация является началом разрушения корпуса... если на разрушение должна срабатывать система отделения кресла от корпуса, то как передать информацию до кресла, при повреждении проводки? В, общем?????????????????????

30:11:11 08:24:46
Дед
А как с детьми быть ?

28:11:12 10:53:53

Правила: В комментариях запрещено использовать фразу 'http', из-за большого кол-ва спама
Добавить комментарий:
Имя или e-mail


загрузка...
Последние статьи:

Реклама:
загрузка...
Контакты администрации сайта :