UNBELIEVABLE.SU | ||||||||
Войны Загадочные и интересные места/открытия Загадки прошлого Сокровища и пираты Загадки животного мира Личности/народы Катастрофы Праздники и обычаи Религия/Вера Искусство Медицина Высокие технологии НЛО/пришельцы Загадки космоса Истина
|
Поделиться с друзьями:
Конструктор «Сатаны» и «Молодцов» - В. Ф. Уткин.Р-36М2 - неуязвимый для американской противоракетной обороны ракетный комплекс, созданный Владимиром Фёдоровичем Уткиным...Когда в феврале 2000-го в нескольких газетах промелькнуло сообщение о кончине академика В. Ф. Уткина и по всей Тверской улице протянулся грандиозный траурный кортеж из сотен автомобилей, либеральная общественность Москвы не могла взять в толк: кого это провожают в последний путь с такой помпой? Ещё более возросло либеральное недоумение, когда стало известно: Американский биографический институт посмертно объявил академика Уткина «Человеком года-2000» и «Человеком столетия-ХХ». «За личные качества и высочайшие профессиональные достижения»,— писали американцы, быть может, на радостях, что никто больше не помешает планомерному наведению «нового мирового порядка»... Удар ответный, но с гарантией.Как быть человеку или целому государству, знающему о реальной внешней угрозе? Упреждать нападение, нанося удар первым? Или, дождавшись вражеского выпада, бить вторым, но зато — с гарантией, что удар будет решающим? США, похоже, не ломают голову над такими вопросами. «Бей первым!» — их жизненный принцип. Бей первым, если даже тебе только показалось, что кто-то где-то что-то затевает. Победителя не судят! Но перед высшим руководством СССР такая проблема выбора встала в 1969 году. Предстояло принять одну из двух стратегий: массированный упреждающий удар или гарантированный ответный удар. Каждую из двух представленных доктрин защищали весьма авторитетные представители военно-промышленного комплекса и правительства. Министр обороны маршал А. А. Гречко и министр общего машиностроения С. А. Афанасьев были сторонниками упреждающего удара. Стратегию гарантированного ответного удара отстаивали секретарь ЦК КПСС Д. Ф. Устинов и председатель военно-промышленной комиссии Л. В. Смирнов. В этой дискуссии руководители ракетно-космических предприятий тоже заняли разные позиции. Оппоненты опирались на технические предложения ведущих ракетчиков: В. Н. Челомея — с одной стороны, М. К. Янгеля и В. Ф. Уткина — с другой. Хотя аргументы обеих сторон были серьёзными и основательными, в итоге была принята стратегия ответного удара, но — применительно к обоим боевым комплексам: и Челомея, и Янгеля—Уткина. А в январе 1971 года после смерти М. К. Янгеля все работы по созданию новых ракетных комплексов возглавил начальник и главный конструктор КБ «Южное» Владимир Фёдорович Уткин. Именно там, в Днепропетровске, в КБ «Южное» и на заводе «Южмаш» состоялись высочайшие профессиональные достижения ракетчика Уткина. В их числе то самое оборонительное средство, которое предназначалось для нанесения ответного удара, гарантирующего агрессору крупномасштабные неприятности необратимого характера. Оно буквально поставило на уши спецслужбы США в сентябре 1973 года, когда на Камчатке проходили испытания новой боевой ракеты. В те дни американский корабль «Арнольд» постоянно пасся у берегов камчатского полигона. Там же постоянно барражировал самолёт-лаборатория B-52, оснащённый разнообразной телеметрической аппаратурой. Не давали работать испытателям! Ракетчикам приходилось подолгу выжидать, пока самолёт-шпион улетит на дозаправку, и только тогда производился пуск изделия. Но случалось, что в свободный от чуждого глаза промежуток произвести пуск не удавалось. Тогда приходилось ждать следующего окна... Было чем озаботиться американцам! С берегов Камчатки, откуда не так уж далеко до Калифорнии, запускалось не что-нибудь, а сам «Сатана». «Сатану» сделали, чтобы его никогда не пришлось применять.Этот боевой ракетный комплекс существует в нескольких модификациях, объединённых индексом Р-36М. Двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета на жидком топливе с разделяющейся головной частью индивидуального наведения с десятью боевыми блоками принята на вооружение в 1975 году. Длина ракеты — 34 м, максимальная стартовая масса — 211 т, диаметр корпуса — 3 м. Максимальная дальность стрельбы с различными боеголовками — 10 200—16 000 км. Модернизированная Р-36М с улучшенными тактико-техническими характеристиками принята на вооружение в 1980 году. У ещё более новой Р-36М2 «Воевода», принятой на вооружение в 1988 году, была повышена живучесть в условиях ядерного взрыва. Масса её полезной нагрузки — 8,8 т. Это вдвое больше, чем у знаменитой американской «MX». Кроме десяти боевых блоков, головная часть выбрасывает в пространство множество ложных целей — пали, противник, в белый свет! «Воеводе» академика Уткина не страшна никакая система противоракетной обороны. Что означает «повышенная живучесть в условиях ядерного взрыва»? Как только ракета входит в зону ядерного взрыва, чувствительные датчики, измеряющие нейтронное и гамма-излучение, сигнализируют об опасности, и система управления выключается. Двигатели продолжают работать. Но вот ракета выходит из опасной зоны — и датчики тут же включают систему управления, которая анализирует пройденный путь и выводит ракету на нужную траекторию. Конструкторы не думали, какое зрительное впечатление произведёт их творение, их мало интересовало, как обзовут его за рубежом. Но так получилось, что теплозащитное покрытие ракеты, рассчитанное на условия ядерного взрыва, было чёрным. И когда наблюдатель видел выходящую из пусковой установки огромную чёрную махину, особенно на красном фоне рассветного неба, это создавало эффект какой-то инфернально-зловещей мощи и неотвратимости. Само собой напрашивалось имя «Чёрная молния». Но командование НАТО, находясь под сильным впечатлением от широких возможностей советской ракеты (десять таких ракет могут уничтожить всю Америку), присвоило ей свой индекс «Satana». Все её модификации известны в США как SS-18. Другими словами раскручивать страничку этой ракеты в инстаграм не понадобилось бы – у врагов было не меньше фотографий «Сатаны», чем у самих конструкторов, а порой и лучшего качества. Несмотря на то, что продвижение в инстаграм тогда было недоступно, ракета и её разработчик получили феноменальную известность. Шок, вызванный появлением «Сатаны», этого лучшего в мире ракетного оружия, вынудил Штаты пойти на переговоры об ограничении стратегических вооружений. Да и сам Владимир Фёдорович говорил: «Мы сделали “Сатану” для того, чтобы подобное оружие никогда не применялось». Старт "Сатаны". Поезда-призраки и добрые «Молодцы».Создание «Сатаны» было лишь этапом, правда, этапом знаковым. Но эта устрашающая агрессоров ракета, неуязвимая в полёте, может быть уничтожена, когда находится в шахтной пусковой установке. Спутники-шпионы засекают координаты шахт, и грозное оружие становится мишенью для ракет противника. Американские «Першинги» были созданы специально для нанесения точечных ударов по нашим ракетным шахтам. Нужны были новые решения. Например, сделать пусковую установку подвижной — как говорил Уткин, «поднять её из земли и положить на колёса». Попытки создания в СССР ракетных поездов делались и раньше — в пятидесятых и шестидесятых годах XX века. Но основательно этим занялись в 1976 году, когда министром обороны стал Д. Ф. Устинов, активный сторонник проекта. Тогда в КБ «Южное» под руководством В. Ф. Уткина были развёрнуты работы над железнодорожным вариантом твёрдотопливной ракеты РТ-23. Одновременно велись работы и по другим вариантам этого изделия — для грунтового и шахтного базирования. В 1983 году по предложению академика Уткина, узаконенному Постановлением Правительства СССР, была начата разработка улучшенного комплекса РТ-23 с единой ракетой для всех трёх видов базирования. Эта универсальная ракета получила весёлое имя «Молодец». Это действительно «добрые молодцы» по всем статьям: длина ракеты — 22 м, диаметр корпуса — 2,4 м, масса головной части — 4,05 т, количество ядерных боевых блоков — 10, дальность стрельбы — 10 000 км. Ракета РТ-23 оснащена, как и Р-36М2, комплексом средств преодоления противоракетной обороны. Каждый поезд, на котором разъезжают три таких богатыря, состоит из локомотива и 17 вагонов. Три вагона — пусковые, с распашными крышами, остальные — для систем жизнеобеспечения и личного состава ракетчиков. Со спутника или самолёта ракетный поезд не отличить от любого другого. Маршруты боевого патрулирования простираются на 15 000 км от мест базирования. Полтора-два месяца автономного перемещения по рельсам — таков режим боевого дежурства. На пути следования каждого поезда расположено несколько скальных тоннелей, надёжно укрывающих его от недобрых посторонних глаз. В работе над ракетными поездами-призраками, как и ранее при разработке шахтных пусковых установок, генеральный конструктор КБ «Южное» В. Ф. Уткин кооперировался с главным конструктором, начальником комплекса ленинградского КБ Спецмаш А. Ф. Уткиным, своим младшим братом. Проблем было немало: требовалось обеспечить устойчивость вагона, который вместе с пусковой установкой и ракетой в контейнере весил более 200 тонн. Нагрузка от колёсной пары пускового вагона в полтора раза превышала предельно допустимую, установленную путейцами. При старте ракеты не должны пострадать контактные провода... но все проблемы были успешно решены. «Молодцы» приняты на вооружение в 1989 году. Сам академик объективно оценивал своё очередное достижение: «Нужно много “Першингов”, чтобы уничтожить ракетный поезд. Это схватка не один на один, как при шахтном варианте, а соотношение совсем иное...» Оказывается, американцы тоже хотели сделать подобный комплекс, но, во-первых, у них частные железные дороги, а во-вторых, нет такой разветвлённой железнодорожной сети. Да и пространства российские пока ещё позволяют затеряться на них не только поездам. Можно представить, что будет с нашими ракетными комплексами железнодорожного базирования, если железные дороги России будут приватизированы... Конверсия и диверсия.Когда нас уверяют, что конверсия в оборонной отрасли началась только при ельцинском режиме, это, мягко говоря, совершенно не соответствует действительности. В советское время оборонная промышленность, создавая на миллион рублей вооружения, на такую же сумму производила и бытовую технику — пылесосы, мясорубки, холодильники, радиотовары и прочее. А ту «конверсию», которую пропагандировали демократы, переводя оборонку на выпуск сковородок и фаллоимитаторов, оппоненты справедливо называли диверсией. Академик В. Ф. Уткин, говоря о конверсии, любил приводить пример с широко известной «семёркой» С. П. Королёва, которая в 1960 году была принята на вооружение как межконтинентальная баллистическая ракета, а в 1961-м под вселенское «Поехали!» вывела на орбиту первого космонавта планеты. В 1971—1989 годах, когда Владимир Фёдорович возглавлял КБ «Южное», на базе Р—12 была создана гражданская ракета-носитель «Космос», на основе межконтинентальной Р-36 — носитель «Циклон». Спутник «Космос-1500», который передавал на Землю информацию, способствуя спасению каравана судов, затёртых льдами в Восточно-Сибирском море, стал родоначальником целой серии спутников «Океан», повышающей эффективность мореплавания... Но подлинным зенитом космического творчества В. Ф. Уткина стал двухступенчатый носитель космических аппаратов «Зенит», создававшийся в 1976—1985 годы. Этот носитель создавался не как гражданский вариант боевого изделия, но исходно замышлялся как чисто космическая ракета. «Зенит» способен выводить на околоземную орбиту до двенадцати тонн полезного груза. В его топливных баках — экологически чистые керосин и жидкий кислород. По массово-энергетической эффективности он настолько превосходит другие изделия, что даже зарубежные специалисты называют «Зенит» наивысшим техническим достижением века. Стартовый комплекс «Зенита» полностью автоматизирован. Это вообще характерно для В. Ф. Уткина — проектируя новое изделие, заниматься не только самой ракетой, но и всем комплексом. Именно благодаря этому стартовый комплекс «Зенит» по своим характеристикам превосходит все аналоги в мире. А с дополнительной третьей ступенью, разрабатываемой и изготовляемой фирмой «Энергия» им. С. П. Королёва, ракета «Зенит 3SL» стала основным носителем, который был задействован при реализации уникального международного проекта «Морской старт» для коммерческих запусков спутников с самоходной морской платформы из экваториальных вод Тихого океана. Более энергетически выгодное место для этого вряд ли найдётся. Прессованные панели и поэмы Есенина.Профессиональные достижения академика Уткина были неотделимы от его личных качеств. Одно без другого не существовало. Это по его решению завод «Южмаш» стал делать баки ракет из прессованных панелей. До того применялись клёпаные конструкции. Уткин посчитал клёпку несовместимой с передовой техникой. В старину рабочих-клепальщиков звали «глухарями», потому что от этой работы люди глохли. Кроме того, топливный бак, собранный из прессованных панелей, намного надёжнее. Резкое повышение качества одновременно с ликвидацией вредного производства — это большой скачок в ракетной технике. За этот прорыв он получил свою первую Государственную премию 1963 года. Нестандартным был и старт «Сатаны» из шахты. Мощь двигателей этой неодолимой ракеты просто чудовищна. Это грозило возможным повреждением и даже разрушением шахтной пусковой установки. Применили миномётный старт. Сначала ракета выталкивается из шахты газами, создаваемыми пороховыми аккумуляторами давления. После выхода ракеты из шахты и достижения нужной высоты включались уже её собственные двигатели. Шахтная установка сохранялась для очередных испытательных пусков. Миномётный старт предусмотрен и для «Молодцов», рыскающих по железным дорогам страны. Уткин был талантлив во всём. Учёный секретарь ЦНИИмаш, профессор И. В. Ершов рассказывает: «Его эрудиция была фантастической. По какой бы сверхэкзотической теме ни защищалась диссертация, в вопросах, которые задавал Владимир Фёдорович, всегда чувствовалась настолько глубокая компетентность, что удивлялись даже узкие специалисты. И ещё он обладал редкой способностью с ходу вникать в тему... Нескольких фраз выступающего было ему достаточно, чтобы сразу выделить главное и тут же задать вопрос по существу, что называется, зря в корень. А выступления Уткина были всегда импровизированными, без подготовленного текста, краткими, афористичными, очень остроумными и запоминающимися. Настроен всегда был доброжелательно, и люди при его руководстве чувствовали себя спокойно и уверенно. Работая с представителями разных министерств и научных направлений, он всегда говорил спокойно, тактично, с добродушным юмором и, находя в обсуждаемом вопросе главное, умел сближать позиции самых непримиримых оппонентов». Земляк В. Ф. Уткина, действительный член Российской академии космонавтики Б. Д. Блохин, вспоминает: «Его круг интересов был необычайно широк. Он любил театр, был поклонником творчества народного артиста СССР Н. К. Черкасова... А встретился с великим артистом в Кремле, когда им обоим была присуждена Ленинская премия. Уткина интересовало всё: история России, Рязани и Касимова, жизнь села, народные промыслы, в которых он разбирался профессионально. В 1995 году жители Рязани торжественно праздновали 900-летие родного города. В том же году вся Россия отметила столетний юбилей Сергея Есенина. Владимир Фёдорович не просто участвовал в этих празднествах — он много сделал для организации торжеств. Помню, как восторгались природой Рязанщины и её древностями американские астронавты Стаффорд, Адамсон и Энгл, которых Уткин пригласил персонально! А когда мы ехали обратно в Королёв и я вёл машину, он всю дорогу читал наизусть Есенина — “Анну Снегину”, “Персидские мотивы”, “Русь уходящую”...» Вверх по эскалатору едущему вниз.В 1990 году Владимир Фёдорович был назначен директором Центрального НИИ машиностроения в городе Королёве. Руководство головным институтом ракетно-космической отрасли открывало новые возможности, но... Последнее десятилетие работы В. Ф. Уткина было омрачено отношением новых властей к тому, что было делом всей его жизни. Днепропетровск вместе с родным КБ «Южное» оказался за рубежом. Производство «Сатаны» и «Молодцов» остановлено в 1991 году. В соответствии с договором СНВ-2 эти и другие шедевры боевой техники подлежат ликвидации... Работая в ЦНИИмаше, В. Ф. Уткин налаживал сотрудничество с руководством и структурами Академии наук, фракциями Государственной думы, Советом Федерации, участвовал в подготовке законов «О космической деятельности РФ», «О государственной поддержке ракетно-космической отрасли промышленности», «О коммерческой космической деятельности». В 1994 году он вместе с астронавтом Томасом П. Стаффордом возглавил независимую российско-американскую комиссию по проблемам обеспечения совместных пилотируемых полётов согласно программам «Мир — Шаттл» и развёртывания и эксплуатации международной космической станции. С этого же времени он был председателем Координационного научно-технического совета по программе научных и прикладных исследований и экспериментов на пилотируемых космических комплексах. Владимир Фёдорович умер неожиданно во время работы российско-американской комиссии по международной космической станции 15 февраля 2000 года. Отложив все государственные дела, прилетел на похороны вместе с делегацией от НПО «Южное» Президент Украины Л. Д. Кучма, который долгое время был генеральным директором завода «Южмаш» и одновременно первым заместителем В. Ф. Уткина по КБ «Южное». Известие о смерти академика Уткина стало для всего мира знаком окончания великой эпохи советского ракетостроения. Это внятно ощущалось в атмосфере панихиды, проходившей в Центральном доме Российской армии, слышалось в речах представителей власти, читалось на лице Президента Украины. Москва давно не видела столь грандиозной похоронной процессии. И только у российских либеральных СМИ почти не нашлось места и времени для отдания последнего долга памяти Великому Ракетостроителю. Они во главе с НТВ были в те дни озабочены судьбой американского журналиста Бабицкого, который разъезжал по Кавказу с подложными документами и делал в Чечне антирусские репортажи... Автор – Николай Дорожкин. Поделиться с друзьями: Комментарии:
Правила: В комментариях запрещено использовать фразу 'http', из-за большого кол-ва спама Добавить комментарий: |
Последние статьи:
|