UNBELIEVABLE.SU | ||||||
Войны Загадочные и интересные места/открытия Загадки прошлого Сокровища и пираты Загадки животного мира Личности/народы Катастрофы Праздники и обычаи Религия/Вера Искусство Медицина Высокие технологии НЛО/пришельцы Загадки космоса Истина
|
Поделиться с друзьями:
Изобретения для инвалидов: протезы и коляски.Культю ему оставили совсем короткую — в ширину ладони. Он преодолевал себя яростно, непрерывно конструируя и тут же проверяя на себе протезы. Сначала он крепил протез через левое плечо амортизационной лентой. Десятки пряжек, скользящих роликов, поясов. Шувалов понимал, что плечевой ремень приведет в конце концов к искривлению фигуры. Озарение пришло внезапно. Однажды он увидел в зарубежном боевике, как непривычно низко закреплен револьвер на поясе шерифа, держась по существу не на обоих, а на одном, противоположном бедре. И вот результат: в новом варианте ни ленты через плечо, ни корсета, ни громоздкого пояса — тоненький ремешок вокруг бедер. Протез сидит, как влитой. Изящное приспособление само регулирует натяг применительно к фигуре и позе инвалида. При ходьбе подсобные ремешки работают с синхронностью живых мускулов: в нужный момент один крепнет, другой расслабляется. А весь секрет — скользящие ролики да распределительная пряжка. «До чего ж ты ловко вальсируешь— будто при двух ногах!» — восхитился на праздничном вечере друг Шувалова. Он мог бы и вприсядку пойти, как Маресьев на медицинской комиссии, сгибалось бы колено. Для этого в Московском центральном институте протезирования разработана простая конструкция коленного шарнира. Сущность изобретения (заявка № 5058657) в том, что коленная чашечка образована выпуклой лепестковой рессорой, жесткость которой можно регулировать, а сзади коленного шарнира расположены крест-накрест эластичные полосы тоже регулируемой жесткости. При подъеме колена искусственная голень сгибается под собственным весом, при опускании выпрямляется: «Мы с тобой, сестра, еще станцуем!» Но что делать тем, у кого ноги парализованы? Инвалидный транспорт.Ненастный дождливый мартовский день. Проносящиеся машины по Горьковскому шоссе разбрызгивают снопы грязных брызг. Но что это? На мосту через железнодорожную ветку у станции Стройка с трудом поднимается трехколесное транспортное средство. Забрызганный седок с вытянутыми ногами качает рычаги туда-сюда. Ба-а, да это Житомирский! Сергей! Не раз он выступал сотоварищи на телевизионной передаче умельцев «Это Вы можете». Жив курилка! Его весомый, зримо скроенный транспорт остался позади, а я перебираю в памяти впечатления от встреч с инвалидами — замечательными, мужественными людьми. Вспоминаю их самодельные коляски, веломобили, изготовленные с максимальным удобством под своего владельца. Несмотря на разнообразие моделей инвалидного транспорта, все самоделки объединяют узлы, заимствованные у серийных велосипедов. Но сколько фантазии, сколько выдумки! Москвич А. Шошин, инвалид второй группы, прислал в нашу редакцию проект трехколесного складного велосипеда. С ручным и ножным педальными приводами. В отличие от двухрычажного ручного привода Житомирского ручной привод Шошина осуществляется от одного рычага, установленного посередине. Это удобнее для инвалида. Толкая рычаг от себя или к себе одной или двумя руками, приводишь во вращение ось задних колес. Возвратно-поступательное движение рычага преобразуется в непрерывное вращение колес через обгонную муфту. Теперь Анатолий Степанович ищет спонсоров. Соблазняет и здоровых мужиков: прекрасный спортивный снаряд — работая одновременно руками и ногами, можно развить хорошую скорость. Пули о броню застучали особенно часто и звонко, и водитель тридцатьчетверки сержант М. Лагунова резко развернула танк вправо. Из блиндажа в упор бил пулемет, но тотчас же бревна затрещали под гусеницами, и Мария увидела бегущие фигуры фашистов в серозеленых френчах. Заканчивался первый бой на Курской дуге первой женщины механика-водителя боевого танка Т-34. Бригада, в которой она воевала, шла все дальше на запад, через Сумскую, Черниговскую, Киевскую области. В бою 28 сентября 1943 года ее машина первой ворвалась в Бровары на подступах к Киеву, но в уличном сражении была подбита. Мария Ивановна была тяжело ранена и лишилась обеих ног. К тому времени летчик-истребитель А. П. Маресьев уже успел с протезами ног сбить четыре фашистских самолета. Свыше 20 миллионов погибших и 50 миллионов инвалидов - таковы потери советского народа в минувшей войне. Почти половина населения. И справились, восстановились, первыми в Европе отменили карточную систему и в 1950 году превзошли довоенный уровень народного хозяйства. А капитан А. Мазуркин предложил велосипед с электропередачей. Крутишь динамомашину — хочешь руками, можешь ногами, и вырабатываемый ею ток бежит по проводам к электромоторчику ведущего колеса. Никаких механических трансмиссий, никаких цепных передач, только провода. Схема универсальна пригодна и на двухколесный, есть и такой (а. с. №17882854), велотранспорт. Как ни хороши велоколяски и веломобили, а на них без специальных приспособлений по лестнице не взберешься. «Огромнейшая у меня к Вам просьба. Помогите связаться с каким-либо умельцем из «ЭВМ», чтобы помог сделать приспособление для подъема и спуска коляски вместе со мной со второго этажа»,— пишет москвич Ю. Штейнгард с проезда Соломенной сторожки (есть и такая улица в Москве). Умельцам нашим смекалки не занимать. Семь лет назад Н. Ильченко показал инвалидную коляску, спускающуюся и поднимающуюся по лестнице. Кресло в ней сохраняет горизонтальное положение, а ходовая часть с рамой наклоняется по углу подъема. Кстати, этот угол регулируется применительно к конкретному пролету. «Пассажир» крутит ручки перед собой, а вращение, замедленное через редуктор, передается через цепную передачу на большое колесо, и, кресло, не без помощи малого колеса, медленно сползает на следующую ступеньку. Подниматься приходится спиной, но перила и стена ориентируют инвалида. За 15 минут можно самостоятельно преодолеть два пролета. Модификаций ступенькоходов много. Есть и на дутых камерах, и на гусеничном ходу, как у инвалидной коляски Н. Богословского из Ялты. Неплох принцип, заложенный в современных домашних тележках: трехлучевая звезда с колесиками на концах поворачивается на оси при опускании или подъеме тележки по лестнице. Колеса перекатываются по ступенькам, а звезда поворачивается на шаг. Инвалид Т. Селиверстова из города Новотроицка Оренбургской области пишет нам: «Однажды на телевизионной передаче «Это Вы можете» показали небольшую инвалидную коляску, величиною с обыкновенную табуретку. С правой стороны у нее был рычажок для управления, внизу несколько колесиков или роликов. Она была до удивления подвижна и легко управляема, а автор ее, С. Лукьянов, просто танцевал на ней, так она была маневренна». Помню хорошо ее и я. Подвижность тележки обеспечивалась остроумным приводом — шаропередачей. Вращающийся шар находился в контакте с полом. Наклоном оси вращения шара менялись место контакта и направление движения тележки. Привод вращения — от электромоторчика, подключенного проводом-удлинителем к электросети. Восхищению зрителей танцующей тележкой не было предела. Вот и просит товарищ Селиверстова, которой комбинат, где она проработала 20 лет диспетчером, подарил прекрасную швейцарскую коляску: «Как ни горестно, я не могу пользоваться этой коляской. Не могу сдвинуть ее с места. Сообщите, пожалуйста, адрес кооператива, где могут сделать тележку Лукьянова». Инвалидное кресло с шаровым движетелем. Калужанин Валентин Архипов однажды сымитировал тележку Лукьянова. Он приделал к детскому стульчику вращающиеся колесики, сел на него и взял в руки обычную ручную дрель, предварительно зажав в ее патроне полусферу. Когда Валентин стал водить полусферой по полу, тележка задвигалась, затанцевала. Куда упрется Валентин, оттуда и едет, только меняй наклон и место упора. Не так удобно, как в тележке Лукьянова, но принцип ясен. А еще раньше, в 1981 году, показал свой тренажер Н. Качко. Снизу овальной платформы находились две крестовины с колесиками на концах. В зависимости от направления вращения крестовин тренажер мог ехать боком и разворачиваться. И хотя был тяжелее тележки с шаропередачей, но и груз вез значительно больше. Еще сказочнее инвалидная коляска, которую изобрел и изготовил Николай Михайлович Богословский, уже упоминавшийся выше. Стоит только прикоснуться к ее ручке управления, как она разворачивается на месте, движется вправо, влево, назад, вперед, вбок. При спуске и подъеме по лестнице сиденье коляски само принимает горизонтальное положение. Оно также может автоматически раскладываться в горизонтальную кушетку, если надо с коляски переместиться в кровать. Любой инвалид с удовольствием обменяет свою швейцарскую коляску на нашу богословскую! Разве не богата наша огромная страна талантами?! Двадцать лет спустя после Победы Мария Ивановна Лагунова приехала в ГДР на встречу с танкистами своей бригады. Гостья поразила всех — она не только танцевала вальс, но, разойдясь, даже вышла плясать «Русскую» на своих протезах. Но настоящий взрыв восторга вызвал управляемый ею боевой танк Т-50. «Больше всего я боялась, что не смогу своим протезом с достаточной силой нажать на педаль стартера,— вспоминает она.— Действительно, педаль не поддалась сразу, и тогда я поставила на нее другую ногу и нажала обоими протезами». Мотор танка вдруг заработал, а Мария уверенно взялась за рычаги, и тяжелая машина, резко дернувшись, пошла по полигону. Присутствующие танкисты дружно грянули: «Ура!», а немцы бежали рядом с идущим танком и в восторге кричали: «Фрау Маресьев! Фрау Маресьев!» Инвалиды — наша боль, наша совесть, наше мужество. «Как закалялась сталь», «Повесть о настоящем человеке», «Я умею прыгать через лужи» (австралийский писатель, инвалид детства Аллан Маршалл), «Человек в движении» (немец Рик Хансен), Валерий Брумель, Валентин Дикуль, Юрий Власов... «В жизни всегда есть место подвигу» — Максим Горький. Автор – Ю. М. Ермаков, заслуженный изобретатель РСФСР, доктор технических наук. Поделиться с друзьями: Комментарии: Нет комментариев :( Вы можете стать первым! Правила: В комментариях запрещено использовать фразу 'http', из-за большого кол-ва спама Добавить комментарий: |
Последние статьи:
|