UNBELIEVABLE.SU
Приведения/полтергейст

Войны

Загадочные и интересные места/открытия

Загадки прошлого

Сокровища и пираты

Загадки животного мира

Личности/народы

Катастрофы

Праздники и обычаи

Религия/Вера

Искусство

Медицина

Высокие технологии

НЛО/пришельцы

Загадки космоса

Истина


Реклама:
Поделиться с друзьями:

Штурм Кенигсберга, Вены и Берлина советскими войсками во Второй мировой войне.

Штурм Кенигсберга, Вены и Берлина советскими войсками во Второй мировой войне.Шестого июня 1994 года союзники торжественно отметили 50-летие открытия Второго фронта. Русских не пригласили. Забыли, как 6 января 1945 года Черчилль обратился к Сталину с посланием: «На Западе идут очень тяжелые бои... Я буду благодарен, если Вы сможете сообщить мне, можем ли мы рассчитывать на крупное русское наступление на фронте Вислы или где-нибудь в другом месте в течение января и любые другие моменты, о которых Вы, возможно, пожелаете упомянуть».
Верные союзническому долгу войска 1-го Украинского фронта начали 12 января 1945 года широкое зимнее наступление. Через два дня к ним присоединились войска 1-го Белорусского фронта и освободили столицу Польши Варшаву. Войска 3-го Белорусского фронта пробились вглубь Восточной Пруссии и к 28 января вышли к городу-крепости Кенигсберг.

Кенигсберг — самая мощная крепость фашистской Германии. Она строилась семьсот лет. Первая оборонительная линия, так называемый внешний обвод, имела перед городом четыре ряда окопов, противотанковый ров, фугасы, мины, железобетонные надолбы, ежи из рельсов, проволочные заграждения.
Вторая оборонительная линия состояла из старинных крепостных сооружений, окружавших город сплошным кольцом. Их основу составляли пятнадцать фортов: «Король Фридрих», «Мариенбург», «Квендау», «Королева Луиза», «Кальген», «Канитц»... Каждый форт, по сути дела, — самостоятельная крепость из кирпича и железобетона со своей электростанцией, складами боеприпасов и продовольствия, госпиталем. Толщина стен до трех метров. Перед фортами рвы шириной до двадцати метров, глубиной семь метров. Рвы наполовину наполнены водой с таким расчетом, чтобы затруднить использование переправочных средств.
Наконец, замок в центре города Кенигспалас — Королевский дворец. На его красной кирпичной стене ровными готическими буквами написано изречение Геббельса: «Слабая русская крепость Севастополь держалась 250 дней против непобедимой германской армии. Кенигсберг — лучшая крепость Европы — не будет взят никогда!»
Город-крепость был взят за три дня. Но два с лишним месяца шла тщательная подготовка к его штурму. По данным аэрофотосъемок, наземной разведки и трофейных тактических карт, мастера-макетчики, картографы, архитекторы и умельцы с золотыми руками соорудили огромный макет-панораму Кенигсберга площадью в несколько десятков квадратных метров. На нем были воспроизведены все здания, выделены оборонительные сооружения, форты, все засеченные огневые точки, нанесены позиции советских войск. Макет постоянно дополнялся новыми данными. Это было высокохудожественное инженерно-техническое сооружение, на котором командиры подробно отрабатывали детали штурмовых операций и взаимодействия войск.
Понтонная переправа
Понтонная переправа

Очень полезным оказалось предложение командира саперной роты старшего лейтенанта Е. Початкина в местах прорыва взорвать форты и берега рвов направленными зарядами, чтобы обрушившиеся стены и берега засыпали водные каналы. В назначенных местах саперы-разведчики заранее заложили мощные заряды.
Наступил день штурма, 6 апреля. Утро выдалось туманное и сковало действия нашей авиации. Маршал А. М. Василевский решил немного подождать. Ровно в 10 утра более пяти тысяч орудий открыли огонь по крепости. Через час непрерывного обстрела снаряды снесли всю маскировку с фортов и дотов, земляной покров, кусты и деревья, пристройки. Форты и доты оголились, стояли закопченные, серые. Тогда орудия большой мощности открыли огонь на поражение. Трехметровые стены сначала загудели, отбрасывая снаряды, потом стали трескаться и оседать.
В час дня начался общий штурм. Взревели танки и, задымив выхлопами дизелей, рванулись в атаку, за ними саперы, пехота, артиллеристы покатили орудия стволами вперед. Саперы старшего лейтенанта Е. Початкина взорвали заряды, и ближний берег рва сполз в воду. Форсируя ров на плотах, саперы перебрасывали к форту взрывчатку. Под прикрытием сплошного артиллерийского и танкового огня им удалось заложить заряды под основание форта. Но взрыва не последовало. Запальный шнур перебило осколком. Его надо было восстановить. Эх, как бы пригодилась тогда мгновенная переправа через широкую водную преграду, придуманная сорок лет спустя В. Шишкановым из Красноярска. Свернутая в рулон резиновая оболочка шириной метра два распрямляется при закачивании в нее быстротвердеющей пены и в виде дугообразного мостика перебрасывается на другой берег. Ее длины в двадцать метров как раз бы хватило, чтобы перекрыть ров. Даже перебитая пулями и осколками наполненная пенопластом оболочка не тонет и служит понтоном...
А тогда Початкин бросился в воду и под прикрытием огня поплыл к форту. Он выбрался на кромку рва и подорвал зарядные упаковки. Мощный взрыв потряс башню. Бетонные обломки, кирпичные развалины завалили ров, камни забарабанили по танкам, щитам орудий, за которыми укрылись пехотинцы.

Последний штурм.


Вперед! Умолкает огонь гарнизона. Гвардейцы штурмовали форты в специальных панцирях из высококачественной стали толщиной в 3—4 миллиметра. Панцирь представлял собой лист, выгнутый по форме груди. На левом плече он крепился специальной лапой, а на спине пристегивался ремешком. Нижняя часть панциря, которая крепилась на поперечном шарнире, позволяла пехотинцу сгибаться, что улучшало подвижность «бронированного бойца».
Впервые эти панцири — предшественники современных бронежилетов — были применены в сентябре 1943 года в боях при освобождении Смоленска.
«Не сбросить, не снять
Королеве Луизе
Осады кольцо
из железных дивизий.
Теснят ее справа,
теснят ее слева.
И русским гвардейцам сдалась Королева».

Девятого апреля враг сдался. Высокий и худощавый комендант Кенигсберга генерал Лаш признался командующему А. М. Василевскому, что массированное применение артиллерии и авиации разрушило укрепления, деморализовало солдат и офицеров.

Последний удар.


А на южном фланге наступающих фронтов Красной Армии заканчивались бои за столицу Австрии. Исход сражения ускорил Красный флаг над Веной, поднятый на аэростате ранним утром. 12 апреля. Придумал, как это сделать, гвардии лейтенант А. Стомахин, изобретатель по натуре. К тому времени у него уже было внедрено несколько приспособлений, например, помогавшие десантникам ориентироваться в ночное время.
Небо сияло ранней весенней голубизной, и в нем полыхало Красное знамя нашей страны. Натянутый трос тонко позванивал, его длина была пятьсот метров. Полотнище в сто сорок квадратных метров хорошо было видно всем — и нашим, и противнику, и жителям Вены. Исход сражения был ясен 13 апреля Вена была освобождена.
На другой день в 3 часа ночи по европейскому времени с Кюстринского плацдарма на левом берегу Одера началась Берлинская операция.
Флаг Советского Союза над Веной
Флаг Советского Союза над Веной

Мощный артиллерийский огонь из многих тысяч орудий, минометов и «катюш» обрушился на оборону немцев. Под нарастающий гул бомбардировщиков содрогнулась от первых бомбовых ударов и заколебалась земля. Подавленный противник не сделал ни одного ответного выстрела, и было решено сократить время артподготовки до 30 минут. В воздух взвились тысячи разноцветных ракет, и сразу же вспыхнули 140 прожекторов. Они стояли через двести метров друг от друга и освещали фронт протяженностью 28 километров, ослепляя противника. Вперед пошли танки, загремела артиллерия. «Это была картина огромной впечатляющей силы, и, пожалуй, за всю свою долгую жизнь я не помню подобного зрелища», — вспоминал позднее маршал Г. К. Жуков.
При разработке Берлинской операции Георгий Константинович воспользовался опытом командующего Юж-фронтом М. В. Фрунзе, который впервые применил прожекторные установки в 1920 году при штурме Турецкого вала Перекопа. Мощное по тем временам укрепление по всей восьмикилометровой длине перешейка имело высоту до 20 м и глубокий ров. Густая сеть проволочных заграждений создавала непреодолимые препятствия. Овладеть Турецким валом в лобовой атаке 8 ноября 1920 года не удалось. Вал был взят при втором штурме 9 ноября в 2 часа ночи. Сигналом к атаке послужили мощные взрывы динамита, заложенные саперами военного инженера Д. М. Карбышева под вражеские проволочные заграждения. Враг, ослепленный светом прожекторов, под сильным артиллерийским и пулеметным огнем дрогнул. Тогда же впервые успешно были применены огнеметы.
Утром 16 апреля 1945 года войска 1-го Белорусского фронта, прорвав первую линию обороны противника, встретили сильное сопротивление на подступах к Зееловским высотам. Авиация интенсивно бомбила плато, по склонам холмов ударила наша артиллерия. Высоты окутались клубами дыма и пыли. В обход пошли танки. На правом фланге наступающих войск раздался мощный взрыв, и в сторону врага полетели тысячи ракет и снарядов. Это наши саперы взорвали трофейные боеприпасы. Захваченные при отступлении противника мины и снаряды не подходили к нашим орудиям, а вражеская техника была изуродована. И тут военным умельцам пришла в голову мысль— использовать немецкие боеприпасы с пользой для дела, а именно: устроить из них направленный взрыв, пробить брешь в обороне противника его же оружием. Саперы уложили снаряды направленно в сторону высот и подорвали. Содрогнулась земля, еще и еще раз, огромная масса бомб, снарядов, мин понеслась вперед и обрушилась на передний край немцев. Новое оружие русских! К вечеру 17 апреля советские войска пробили на ряде участков оборону Зееловских высот, и противник начал отступать.
20 апреля 1945 года в 11 часов 30 минут 30-я гвардейская пушечная артбригада майора А. Зюкина открыла огонь по Берлину. Первым советским снарядом, разорвавшимся в городской черте Берлина, был снаряд 122-мм пушки образца 1931—1937 гг., дальность стрельбы которой составляла 20 км. Орудие и карта с указанием координат огневой позиции и обстреливаемого участка ныне хранятся в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Петербурге.

Автор - Ю. М. Ермаков. Рисунки Г. Егорова.

Поделиться с друзьями:
загрузка...


Комментарии:
Нет комментариев :( Вы можете стать первым!
Правила: В комментариях запрещено использовать фразу 'http', из-за большого кол-ва спама
Добавить комментарий:
Имя или e-mail


Последние статьи:

Реклама:
Контакты администрации сайта :