UNBELIEVABLE.SU | ||||||
Войны Загадочные и интересные места/открытия Загадки прошлого Сокровища и пираты Загадки животного мира Личности/народы Катастрофы Праздники и обычаи Религия/Вера Искусство Медицина Высокие технологии НЛО/пришельцы Загадки космоса Истина
|
Поделиться с друзьями:
Физвокализ.Мелодия гармонизирует жизненные отправления организма. Бездарные исполнители акустически загрязняют окружающую среду. Пойте правильно - и будете здоровы! - говорит Анатолий Попов.Зависимость между здоровьем и голосом известна нам в простейшей форме: простуда делает голос глухим, невыразительным, искаженным. Об обратной связи, то есть о влиянии голоса на здоровье, мы знаем гораздо меньше, хотя, говорят, Пифагор рекомендовал декламировать «Илиаду» или «Одиссею» для излечивания больных. Голос Анатолия Ивановича Попова, президента АОЗТ «Шаляпинский центр» и председателя экспериментального творческого объединения любителей вокального искусства и сценической речи «Голос», замечателен своей звонкостью, мелодичностью и, как говорят специалисты, полётностью — способностью быть слышимым издалека. И по бодрому виду этого энергичного человека, которому невозможно дать его семидесяти лет, не скажешь, что в молодости он болел тяжелейшей формой туберкулеза. Врачи, считая, что дни его сочтены, удивлялись, что двадцатилетний Анатолий, несмотря на опасную болезнь, продолжал петь. И однажды - много лет спустя - наступил день, когда болезнь отступила... Как потом оказалось - навсегда. — Анатолий Иванович, можно ли сказать, что именно пение полностью излечило вас? И если бы вы, смирившись с болезнью, перестали петь совсем, то никакой надежды на излечение у вас не было? — Во время войны меня мобилизовали в армию, но я прослужил недолго, потому что заболел туберкулезом лимфатических узлов, от которого тогда многие умирали. Меня из эвакогоспиталя демобилизовали, отправив фактически умирать, но я тем не менее выжил. И спас меня голос, хотя я его терял, сипел, часто говорил шепотом. Врачи предрекали, что я и говорить-то перестану, не то что петь. Туберкулезный очаг располагался у меня рядом с горлом, а туберкулезные палочки ходили по всей голосовой системе. Я не совсем сознавал, что у меня страшная болезнь, и, страдая от нее, продолжал петь дома и в хоре. Молчание в этом случае для человека — гибель. Надо петь, но, разумеется, осторожно. Следует поддерживать функциональные способности голосового аппарата к хорошему звукообразованию, помогая таким образом организму восстанавливать нарушенную из-за болезни гармонию. По счастью, от своих предков я унаследовал твердый целеустремленный характер, поэтому жил всегда с одной мыслью — сделать то, чего не делал никто. — Это стремление и воплотилось в открытый вами метод физвокализа? — Да. К 1948 году я прочитал все, что было написано на русском и немецком языках о гортани и голосе. Наука тогда не знала, что в неправильном звукообразовании повинен сам организм человека. Я заметил, что если я слушал прекрасных певцов, то я и сам пел после них легко, свободно. Когда же я занимался с концертмейстером, послушав певца с расстроенным голосом, я даже нормально петь не мог. Только через много лет я понял, что от поющего или говорящего человека к слушающему передается их манера звукообразования. В 1994 году я назвал это явление «вирус голоса» (термин зарегистрирован официально) по аналогии с вирусом компьютерным: ведь в определенном смысле человек есть живой компьютер, который может самосовершенствоваться. Мы знаем огромное количество живых вирусов, микробов, способных вызывать различные болезни. Голос тоже может быть поражен вирусом — неправильно составленной программой, по которой организм не может правильно воспроизводить звук. Вирус этот — матрица другого организма. Мы пока не знаем, сколько компонентов входит в эту матрицу, разрушающую из-за неправильной настройки организм изнутри. Ведь человеческий организм — это естественный биоорган, по которому, когда у него есть хороший биоакустический резонанс, настраивается работа всех внутренних органов, их правильное взаимодействие. Как это не удивительно, в нашем организме нет ничего, что было бы создано только для голосообразования. Гортань предназначена прежде всего для дыхания и защиты легких, а также поддерживает — после вдоха - устойчивость грудной клетки, необходимую для движения наших рук. И только последняя, как бы третьестепенная, функция гортани состоит в том, что она служит вибратором при звукообразовании. — Получается, что голос связан едва ли не со всеми органами? — Именно. Произносимые человеком звуки в зависимости от их высоты и силы по-разному влияют на работу внутренних органов. Если на поперечно-полосатые мышцы тела мы можем воздействовать с помощью обычных физических упражнений, то на гладкую мускулатуру внутренних органов они влияют гораздо слабее. А вот звуки проникают сюда легко. С их помощью можно усилить, например, вибрацию желудка, происходящую от того, что активизируются мышцы, участвующие в формировании голоса... Мы нашли некоторые звуки, которые дают наиболее положительный эффект. Есть и еще одна необычная особенность гортани. Когда мы слушаем речь или пение, мышцы ее тоже двигаются. Мы, сами того не замечая, как бы автоматически повторяем за говорящим или поющим то, что слышим. Поэтому необходимо знать, что плохие голоса наносят вред не только организму говорящего или поющего, но и организму слушателя, поскольку неправильная мышечная координация из звукообразующего комплекса проецируется на мышцы слушателя. Раньше люди интуитивно понимали важность правильного звучания голоса. Собираясь вместе, пели хором. И поэтому тот, кто не обладал вокальными способностями, кто не мог владеть своей гортанью, как бы подстраивался под правильное звукообразование, нормализуя мышцы гортани, что благотворно влияло на весь организм. Кроме того, громкое звучание множества голосов заставляло вибрировать и внутренние органы певцов, что, помимо эстетического удовольствия, приносило и другую пользу. Академик Николай Амосов обратил внимание на взаимосвязь гортани и рук: устала гортань — устали руки, устали руки — устала гортань. Утомившись, гортань мешает работе желез внутренней секреции, особенно половых, которые связаны не только с функцией продолжения рода, но и с памятью, и с работоспособностью мышц. Взаимодействием голоса с внешним и внутренним состоянием человека занимается сейчас целая наука — остеофония. — В чем же суть вашей профилактики с помощью физвокализа? — Физвокализ — это физические упражнения с голосом. В этом случае голос, заставляя вибрировать весь организм, выполняет функцию восстановителя здоровья, потому что наши вибрации — самое лучшее средство для очищения организма. Еще в 1974 году возникла идея «ставить» голоса с помощью физических упражнений, специальный комплекс которых должен придавать голосу как бы новое звучание, которое можно использовать и для улучшения работы всех внутренних органов: сердца, легких, желудка, печени. Другими словами, использовать свой голос для восстановления или укрепления здоровья. После многочисленных исследований такой комплекс был найден. Это и есть физвокализ (от латинского «вокалис» — гласный, голосовой). Главное при нормализации голоса — правильная активность самых разных групп мышц. Голос выступает здесь индикатором, показывающим точность и правильность настройки всего мышечного комплекса. — Анатолий Иванович, это была абсолютно новая идея? Цветная пленка зафиксировала биоэнергию у А. Попова во время высокого эмоционального напряжения в выступлении на российско-германском семинаре «Народные целители России», июнь 1994 г. — Не совсем. О сочетании «специальных звукодвигательных упражнений для вибрационного воздействия на определенные органы» со «специальными дыхательными упражнениями» писал советский ученый Каролис Динейка в книге «Движение, дыхание, психофизическая тренировка». Но при физвокализе в первую очередь обращают внимание на нормализацию работы всего звукообразующего комплекса — все мышцы должны «научиться» правильно себя вести вначале без пения, и только затем можно переходить к звукодвигательным упражнениям. Ведь неправильное пение может усилить дисгармонию в межмышечной координации. Никто в мире, кроме нас, еще не тренирует грудинно-ключично-сосцевидные мышцы и двубрюшные мышцы подъязычной кости. А они работают вместе с косыми мышцами живота и широчайшими мышцами спины. Суть метода физвокализа — включить в работу те мышцы, которые обычно простаивают или действуют неправильно, искажая тем самым функции других органовю. — С помощью физвокализа исправляются недостатки всего организма человека в целом? — Этот метод не столько исправляет, сколько помогает организму наладить обычную естественную работу. Ведь сейчас хорошо видны последствия забвения органической связи между голосом и состоянием человека, проявляющиеся в том, что катастрофически увеличивается число людей «без голоса и слуха». Исчезновение генетически заложенной потребности организма в пении, выражении себя через голос может повлечь за собой и вырождение национальной культуры и нации в целом. Ненастроенный, неправильно или плохо звучащий голос нарушает гармонию звуковых вибраций в организме, или привнесенный извне вирус голоса уничтожает в человеке желание петь, делая его более агрессивным. Физвокализ способствует появлению во всем организме биоакустического резонанса. Энергия акустических колебаний передается по звукопроводящим каналам всего организма к каждому органу, что позволяет настроить их для работы в оптимальном режиме. С помощью физвокализа мы практически восстанавливаем межмышечную координацию всего звукообразующего комплекса человеческого организма. — Влияет ли вирус голоса на детей? — Нарушенный процесс звукообразования у взрослых непременно передается детям, поэтому у них теряется желание петь, тянуть звук, а это необходимо для организма: при длительной вибрации клетки очищаются от шлаков. У детей и подростков, игнорирующих пение, задерживается развитие взаимосвязи между слуховым и голосообразующим аппаратами, а навязчивый утомительный ритм, отсутствие мелодии, засилье патологических голосов на телевидении и радио, пренебрежительное отношение к сценической речи в театре, постоянное использование звукоусилительной аппаратуры, увеличивающей дефекты голоса, нарушают звукообразование у детей и подростков. Они почти не слышат голосов, имеющих верхнюю форманту и большой диапазон. Русский язык теряет свою певучесть. Удорожание каждой минуты на радио и телевидении ведет к стремлению дать как можно больше информации за кратчайший промежуток времени, и при этом еще игнорируются качественные характеристики голоса у самого информатора. К сожалению, среди дикторов уже не редки картавые, не чистые голоса. — В чем состоит воздействие плохого голоса на слушателя? — Хриплые, кричащие голоса доносят отрицательную информацию гораздо сильнее, так как включают у слушателя центры страха, тревоги, беспокойства. Постоянно задействованные, эти центры вызывают раздражение в организме, усиливая агрессивность, пессимизм, неадекватное отношение к происходящему. У такого человека появляется желание успокоить центры страха никотином, алкоголем. В отличие от своих предков мы полностью игнорируем способность голоса восстанавливать физические силы. А ведь были времена, когда крестьяне, возвращаясь домой с поля, пели, когда солдаты пели во время больших походов. При пении из организма удаляется молочная кислота, образующаяся при больших нагрузках, расширяются сосуды. Всем, страдающим хроническим утомлением, необходимо заняться улучшением качественных характеристик своего голоса и научиться петь и декламировать не для других, а для собственного здоровья. — Вы считаете, что плохой голос всегда сильнее воздействует на хороший, а не наоборот? — Это доказал академик Казначеев. Больная клетка сильнее здоровой. В произношении мы легко можем перейти, например, на картавость, а человек с картавым произношением на хорошее перейти не может. Я вот сейчас могу продемонстрировать вам и картавость, и гроссировку голоса, несмотря на то, что в моем голосе вируса нет. И тут права народная мудрость: с кем поведешься, от того и наберешься. Будущие матери должны правильно настраивать свой звукообразующий аппарат, чтобы у будущего ребенка была заложена и правильно развивалась звуковая гармония. Для таких матерей мы хотим открыть в Москве около Зачатьевского монастыря лицей для учащихся эмбрионального возраста. Хочу заметить, что в религию я пришел через красоту. А сейчас в некоторых церквах пение ужасно нудное и неприятное. Такое пение отталкивает, отвращает, такое пение — гибель религии. Есть прекрасный храм Сергия Радонежского в Рогожском. В 1931 году там часто пели слепые. К таким людям я отношусь с состраданием и пониманием, но слушать пение слепых не могу — слепые никогда красочно не поют. Я предложил физвокализ в 1974 году, считая, что вокалиста надо научить сначала бытовой речи, а потом уж пению. Шаляпин любил повторять: «Петь надо как говоришь»,— но говорить-то надо правильно. Есть люди с голосом, который способствует пению, а есть, что и мешает. Сейчас у исполнителей пошло в ход выкрикивание, а не пение. Этому способствует и бездумное распространение английского языка. У многих русских людей исчезает потребность в пении. Значит, биоакустический резонанс таких людей, то есть способность очищать звуковой вибрацией клетки, очень небольшой. Ведь каждая клетка — это живой резонатор, и чтобы очиститься, она вибрирует. Какой-то собственный биохимический процесс очищения у клетки уже есть. А звуковая вибрация помогает ей сделать еще одно мощное очищение. От звуковой вибрации во время пения клетки нашего организма настраиваются — а значит, и программируются — на волну здоровья и гармонии. Пение как звуковая вибрация помогает очищаться всему организму. Чем сильнее резонирует организм с голосом, тем сильнее и лучше он очищается. Ведь говорят же: «Встал и пой»,— чтобы проснулись все клетки вашего организма. — Шаляпин даже говорил, что «горбатого исправит песня». Помните это замечательное место в его воспоминаниях «Маска и душа»: — К сожалению, певческая культура сейчас разрушается через телевидение, радио, учителей, ораторов. Правильно говорят лишь единицы. А что значит — говорить правильно? Чем можно определить эталон голоса? Чем больше вируса в голосе, тем хуже воспринимается та информация, которую несет голос. Замечено, что у плохоговорящих учителей школьники занимаются хуже, потому что их организм, защищаясь от вредного влияния, через некоторое время отключает внимание. Учитель, как артист, должен хорошо владеть бытовой речью, иметь чистую прекрасную дикцию. Занятия физвокализом с воспитанниками МВТК. — А как влияют слушатели на певца? — Во-первых, восторгающийся слушатель получает больше информации, чем равнодушный. Восторгом он расчищает свой мозг для получения информации от того человека, которым он восторгается. Во-вторых, кто такой великий артист? Это тот, кто выступает в аудитории, где много восторгающихся им людей. Вот тогда артист раскрывается полностью. Когда я пою и вижу восторг и восхищение в зале на лицах людей, то для меня это тоже апофеоз. При восхищении, видимо, включаются в работу какие-то тонкие структуры человеческого организма. Если же вы показываете человеку пренебрежение, вы его сразу отталкиваете. — Анатолий Иванович, ваше мнение на этот счет не меняется, когда вы приезжаете в Можайскую подростковую колонию, где занимаетесь с ребятами уже пять лет? — Конечно, нет. Там чудесные ребята. Их просто не открыли. Один мальчишка сказал там мне, что родители и учителя всегда ему говорили, что «он трудный и невероятно паршивый». Мы совершенно не придаем значения дурным словам, которые программируют поведение ребенка в будущем. И он невольно становится как бы обязан после таких слов родителей или других взрослых эти слова подтвердить, оправдать. Никому нельзя говорить гадостей, но говорить их ребенку — настоящее преступление. Да, он оступился, воровать нехорошо. Но ему надо помочь понять, а не ставить на нем крест, не отталкивать. Есть там, например, ребята, которые украли «Жигули» и поехали путешествовать. Но ведь их поведение есть результат и действия фильмов. Вечером по телевизору их учат воровать, убивать, грабить, а когда они этому научатся, их начинают ненавидеть. Искусство — это красота и нравственность. А если искусство проповедует безнравственность, тогда это не искусство, а курсы обучения подлости. В 1990 году я организовал в колонии хор с движением рук для успокаивания. Потом преподавал физвокализ. Ребята стали реже болеть, у них уменьшилась агрессивность, улучшилась дисциплина. Несколько человек даже были освобождены досрочно. Ребята меня хорошо понимают. — Как фонетика различных языков влияет на человека? — Славянские языки, а также итальянский наиболее певучие, наиболее красивые. Сейчас из-за низкой культуры речи появились неоправданные сокращения: Наталья вместо Наталия, гулянье вместо гуляния. Надо объяснять людям, что Бог наградил нас голосом, почему же мы так небрежно к нему относимся? Люди без голоса и слуха даже бравируют этим. Уже есть бахвальство: «А у меня нет ни голоса, ни слуха». Я мог бы назвать известных людей, говоривших об этом при огромной аудитории. У меня волосы встают дыбом от таких заявлений. Зачем же ты при всех заявляешь о том, что ты обижен природой? Тогда добавляй, что ты — полуимпотент. Ведь если у тебя нет ни голоса, ни слуха, а голосовой аппарат связан с половой системой, ты же косвенно мне сказал, что твоя половая система не в порядке. В средние века в Азербайджане родители невесты выбирали для нее жениха по голосу — сильному, крепкому, звонкому. А в Древней Индии обладатель самого мощного, самого красивого голоса в племени становился вождем. Мы же в обычной 30-метровой комнате хватаемся за микрофон, который при любом голосе дает неестественную, неправильную вибрацию. Он ворует у голоса чистоту, красоту. Мы буквально поклоняемся тому, что изобретаем. Почему же мы не поклоняемся голосу или хотя бы не бережем его? Ведь мы — Богом изобретенные! Мы знаем, что нельзя сажать ребенка за расстроенный инструмент, издающий фальшивые звуки, но позволяем ему и самим себе слушать фальшивые голоса или голоса с вирусом. Хотя и в том, и в другом случае это вредно. Журналисты обедняют наш язык шаблонными словами, мыслями, они буквально напихали в наш язык множество плохо переваренных английских слов, несмотря на то, что в русском языке есть эквиваленты. А ведь у англичан совершенно другой строй языка, другая дикция, совершенно другая матрица — основной компонент — языка. Сейчас началось повальное изучение английского языка, и это при том, что мы и русский-то знаем плохо. А генетически в нас заложен русский язык. Мы должны нести красоту в голосе. Картавый звук никогда красивым не будет. Грассировать может только шансонье. Мы не должны грассировать даже в песне. Если мы не вернемся к нашей певучей славянской мелодической песне, это вызовет катастрофические последствия не только для национального сознания, но и для здоровья народа в целом. Петь должен каждый! Беседу записал Михаил ФЫРНИН. Поделиться с друзьями: Комментарии: Нет комментариев :( Вы можете стать первым! Правила: В комментариях запрещено использовать фразу 'http', из-за большого кол-ва спама Добавить комментарий: |
Последние статьи:
|