UNBELIEVABLE.SU
Приведения/полтергейст

Войны

Загадочные и интересные места/открытия

Загадки прошлого

Сокровища и пираты

Загадки животного мира

Личности/народы

Катастрофы

Праздники и обычаи

Религия/Вера

Искусство

Медицина

Высокие технологии

НЛО/пришельцы

Загадки космоса

Истина


Реклама:
Поделиться с друзьями:

Советское автомобилестроение во время Второй Мировой.

Советское автомобилестроение во время Второй Мировой.
На шоссе Орел - Брянск, в трех километрах от городской черты Брянска, у основания 30-метрового пилона на полной скорости несется старенький ЗИС-5. Водитель в развевающейся плащ-палатке, подавшись из кабины вперед, опирается левой ногой на подножку, а правой давит на газ. Правая рука, согнутая в локте, лежит на руле. Момент самый напряженный. Под обстрелом противника нужно доставить снаряды в дивизион, отражающий танковую атаку. Этот сюжет запечатлел скульптор П. Мовчун в памятнике воинам-водителям. Первом в стране. «Почти память погибших сигналом» - стоят предупредительные знаки, и машины, снижая скорость, проходят мимо под непрерывную перекличку клаксонов.

АВТОМОБИЛИ, ВПЕРЕД!


Вспоминает немецкий генерал Г. Гудериан, танки которого рвались к Москве на острие группы армий «Центр»: «Для успешного действия танкового батальона, состоявшего из 40 боевых машин, требовалось более 30 автомобилей грузоподъемностью 4,5 тонны каждый, чтобы вовремя снабжать танки горючим и боеприпасами». Вспоминаем и мы. Батарею реактивных минометов капитана И. А. Флерова, нанесшую первый ракетный удар по железнодорожной станции Орша 14 июля 1941 года, состоявшую из 7 боевых машин, обслуживали 50 грузовиков со снарядами и еще около ста машин в обозе.
Но вот что интересно! После опыта, полученного за несколько месяцев войны на Восточном фронте, немецкие стратеги пришли к выводу, что наши машины неприхотливей и надежней немецких. Поэтому в инструкции командования группы армий «Центр», разосланной в конце 1941 года, предписывалось комплектовать наступающие части вермахта трофейными ЗИСами, ГАЗами и «Эмками» (М-1). Грузовик ЗИС-5 с мотором мощностью 73 л. с. был неприхотлив к топливу и ездил на низкооктановых марках бензина и даже на керосине при соответствующей регулировке зажигания. А легендарная полуторка ГАЗ-АА имела двигатель мощностью 42 л. с. Когда 44-я горнострелковая дивизия оказалась в конце июля перед угрозой окружения восточнее Винницы, командир дивизии приказал штабному работнику Шеремету спасти документы и знамя. Ему были выделены три грузовика ГАЗ и охрана. После полуторамесячного отступления моторы грузовиков начали сдавать. В конце концов они отказали полностью и поставили красноармейцев в безвыходное положение. Ночь на раздумье. Группе повезло. Кто-то в лунном свете заметил фигуры комбайнов на поле с несжатой и потоптанной пшеницей Шоферы подобрались к полевым гигантам. А моторы-то целехонькие и такие же, как на ГАЗах!
Перекидка моторов велась без подъемников и талей. Но справились, с нечеловеческими усилиями установили двигатели. Окольными путями, петляя и таясь от вражеских частей, прорвались к Запорожью и, чуть не плача от радости, пересекли Днепр по знаменитой плотине Днепрогэса.

Секреты русского горючего.


Загружаем чурки в буржуйку и поехали. Буржуйка та, в два раза повыше, но не толще домашней, установлена на грузовике с правой стороны кабины. У нее строгое название — газогенератор. Если заглянуть внутрь него рентгеновским оком, то ничего особенного: сверху топливная емкость, снизу колосниковая решетка, еще ниже зольник. Есть и особенности: загрузка дров не снизу, а сверху через люк, как у домны в миниатюре. Да и тяга наоборот, сверху вниз, с подсосом атмосферного воздуха через окна — фурмы — в средней части колонны. Однако тяга из колонны не простая, в виде дыма, загрязняющего среду, а золотая, с горючими газами для питания двигателя. Газ, пройдя системы очистки, поступает в смеситель, откуда обогащенный воздухом — в двигатель. Только подкладывай дрова.
Устройство газогенератора
Устройство газогенератора.

Это и есть первый секрет русских. Над ним они начали работать незадолго до войны в Научном автомоторном институте (НАМИ). В 1938 году автомобили ЗИС-5, оборудованные газогенераторными установками, прошли на дровяном топливе пробег в 10900 километров, а двумя годами позже — по маршруту Москва—Владивосток с усовершенствованными газогенераторами.
Опыт весомый, грубый, зримый — две колонны весом с полтонны и полчаса на растопку - очень пригодился в войну.
Немцы, взяв Ленинград в кольцо, 8 сентября 1941 года совершили первый налет на город. Были подожжены продовольственные склады имени А. Е. Бадаева. К середине сентября все виды общественного транспорта в Ленинграде бездействовали из-за отсутствия горючего. Грузовым автомобилям было разрешено двигаться только парами на жестком буксире при одном работающем моторе. Вот тут-то и осенило — использовать в автомобильных двигателях водород вместо бензина. Дело в том, что аэростаты заграждения наполнялись водородом. Газ вследствие неизбежных утечек в оболочках смешивался с воздухом. Смесь становилась взрывоопасной, и ее выпускали в атмосферу. За здорово живешь. Поразмыслив, решили гремучую смесь подать в двигатель. Как только его включили, газгольдер взорвался. При второй пробе тоже. В третий раз стало ясно, что причина взрывов — прямая связь источника с работающим двигателем. Тут же придумали блокировку — водяной затвор, по иронии случая, из огнетушителя.
Затем последовали стендовые испытания. Двигатель на водороде работал 200 часов без перерыва. Износ минимальный, в масле никаких примесей. В помещении полный комфорт: ведь выхлоп — водяной пар. Легковую «Эмку», оборудованную водородной системой питания, показали командующему Ленинградским фронтом генерал-полковнику Л. А. Говорову. Он одобрил установку. Было сделано несколько сот гидрозатворов и комплектов аппаратуры для водородно-воздушной смеси. Экономия бензина в Ленинграде достигла многих сотен тонн. Опыт распространился на части ПВО других городов, в частности Москву. Автор, лейтенант Б. И. Шелищ, был награжден орденом Красной Звезды, а на систему водородного питания двигателя выдано а. с. №64209.
Полвека спустя наш читатель М. В. Пищулин из города Бологое прислал схему устройства для приготовления горючей смеси — испарительный карбюратор. Принцип действия прост: воздух из воздушного фильтра пробулькивает через камеру с бензином и уносит его пары в цилиндры двигателя. Устройство эффективное: сулит от 30 до 50% экономии топлива. Не зря экспертиза вынесла решение о выдаче патента. Но поражает универсальность этой конструкции: она может быть и смесителем, и барботером, и водяным затвором, и миниградирней. Меняй рабочую жидкость и ставь в газогенераторы или газгольдеры, на дизели или ДВС. Вот бы такой в годы войны!

Живучесть.


Военная зима в 41-м выдалась суровая. Морозы ударили не только по немецкой технике, но и по нашей. Участились случаи замораживания двигателей. Хуже всего, когда в декабрьском наступлении останавливался танк Т-34. Командира танка под трибунал, а он не виноват. Несовершенной оказалась система масляного охлаждения двигателя. Ее тарельчатые клапаны при низких температурах застревали в гнездах и пропускали масло. Причину нашли не сразу, но устранили быстро, заменив тарелку на шарик.
Другой случай с грузовиком в прифронтовой полосе. Шофер, молодой солдат, не уследил, как частично замерзла вода в рубашке двигателя и она треснула. Часть воды ушла, оставшаяся закипела в радиаторе. Бегает солдат вокруг мотора, мечется в состоянии, близком к панике: грузовик вез снаряды на передовую. Выручил его сварщик А. Г. Назаров, специалист высокого класса, один из немногих умевший варить чугуны и алюминиевые сплавы. Случайно оказавшись поблизости, глянув под капот, увидел трещину. «Хлеб есть?» — спрашивает солдата. Тот негнущимися пальцами отдает завернутый в тряпицу фронтовой паек. Назаров разжег в котелке бензин, растопил в кружке снег, размял заиндевевший на морозе хлеб и слепил из него вокруг трещины барьерчик. Затем повозился еще минут десять и залепил, «зацементировал» хлебной замазкой трещину. «Грей, парень, воду да заводи быстрее, заждались тебя там. А способ испытанный, — пояснил изобретатель шоферу, — две с половиной атмосферы держит!»
За машину отвечали головой. Их не списывали, а непрерывно ремонтировали, используя и трофейные узлы. ЗИС-5Т, то есть «трофейный», называли в шутку такие гибриды. Представьте себе автомобиль, у которого радиатор «мерседеса», кабина «форда», задний мост «опеля», кузов самодельный, а от самого ЗИСа остались рама и двигатель. И он исправно возил свои пять тонн военных грузов.
Очень быстро изнашивались коробки скоростей. Динамические перегрузки, пыль и грязь фронтовых дорог, отсутствие масел были основными причинами износа шестерен и механизма переключения передач. Чаще всего выходила из строя самая быстрая и больше всего используемая прямая четвертая передача. Рычаг переключения скоростей самопроизвольно выскакивал из фиксатора, и четвертая скорость выключалась. Вот и придумал кто-то из фронтовиков нехитрое приспособление - деревянную рогульку. Ее размеры подбирались с таким расчетом, чтобы, упершись в передний щиток кабины, она держала вилкой рычаг переключения в рабочем положении. Новинка быстро распространилась среди шоферов.
Грузовик-локомотив

Один наш читатель написал, как он доехал до дома без подшипника переднего колеса, который разрушился в дороге. Водитель догадался выбросить сломанный сепаратор, а свободное пространство в гнезде подшипника заполнить деревянными роликами, выструганными из орехового прута. Теперь сравните. Когда в 1941 году на Кировский завод перестали поступать роликоподшипники для ведущих колес танков КВ по причине эвакуации 1-го ГПЗ, ведущий конструктор Н. Л. Духов приказал вытачивать ролики из торсионных валов и заполнять ими пространство в гнезде подшипника под ось звездочки. Также поступили железнодорожники Северо-Донецкой магистрали, когда по приказу ГКО приступили к выпуску бронепоездов. Они догадались делать крупногабаритные подшипники для поворотных платформ орудий из бандажей паровозных колес.
Однажды на телевизионной передаче «Это Вы можете» наши умельцы показали автомобиль, приспособленный для движения по рельсам. Но это уже однажды было. Еще в 1908 году в журнале «Мотор» была опубликована статья молодого профессора МТУ Н. Р. Брилинга «Применение автомобилей в железнодорожном транспорте». Тридцать пять лет спустя в самый разгар сражения на Курской дуге в полосе обороны 65-й армии генерала П. И. Батова пути подвоза оказались в плачевном состоянии. К тылам армии тянулась железнодорожная ветка, перешитая немцами на узкую западноевропейскую колею (1435 мм). Кое-какие вагоны сохранились, а локомотива не было ни одного. И тут на помощь железнодорожникам пришли умельцы-автомобилисты. Они изготовили специальные металлические колеса-бандажи к грузовикам ЗИС-5 для движения по рельсам. И вот на этом участке Центрального фронта стали курсировать специальные автопоезда: один автомобиль тащил по пять-шесть вагонов.
5 августа 1943 года советские войска после ожесточенных боев освободили города Орел и Белгород, и в их честь в Москве прозвучал первый в истории Великой Отечественной войны салют. 17 сентября город Брянск был очищен от гитлеровских захватчиков. На Бе-е-ерлин!

Автор – Ю. М. Ермаков, доктор технических наук.

Поделиться с друзьями:
загрузка...


Комментарии:
Нет комментариев :( Вы можете стать первым!
Правила: В комментариях запрещено использовать фразу 'http', из-за большого кол-ва спама
Добавить комментарий:
Имя или e-mail


Последние статьи:

Реклама:
Контакты администрации сайта :