UNBELIEVABLE.SU
Приведения/полтергейст

Войны

Загадочные и интересные места/открытия

Загадки прошлого

Сокровища и пираты

Загадки животного мира

Личности/народы

Катастрофы

Праздники и обычаи

Религия/Вера

Искусство

Медицина

Высокие технологии

НЛО/пришельцы

Загадки космоса

Истина


Реклама:
Информация трофические язвы лечение у нас.
Поделиться с друзьями:

Туринская плащаница Иисуса Христа. Тайны и исследования.

Туринская плащаница Иисуса Христа. Тайны и исследования.Ученые десять лет добивались разрешения на радиоуглеродную датировку ткани знаменитой Туринской плащаницы. Требовалось изъять из реликвии всего несколько квадратных сантиметров, но Ватикан упорствовал. Наконец летом 1988 года момент высокого благоволения все же наступил...
От плащаницы отстригли полоску длиной семь и шириной один сантиметр. Ее разрезали на три части и каждую заключили в контейнер, опечатанный лично хранителем плащаницы - туринским архиепископом Баллестреро. Проверить эти образцы радиоуглеродным методом взялись ученые Оксфордского, Цюрихского и Аризонского университетов.
Каждый контейнер отправлен адресату в сопровождении трех совершенно аналогичных и тоже опечатанных контейнеров. В них лежали образцы тканей времен Римской империи, раннего средневековья и начала XIV века. Эксперты, естественно, не знали, в каком из контейнеров запрятан образец плащаницы, и потому проверяли их с равной тщательностью.
Экспертиза дала сенсационный результат: все три университетские лаборатории сошлись на сроке изготовления плащаницы - между 1260 и 1390 годами после Рождества Христова! Скептики торжествовали - высокая наука подтвердила их давние сомнения в подлинности реликвии. Но вскоре им пришлось вновь глубоко призадуматься...

Плащаница — это церковное название полотняного савана длиной четыре метра с лишним и шириной — метр с небольшим, в который, по преданию, был завернут Иисус Христос после снятия с креста. Самая важная особенность плащаницы — отпечатавшаяся на ней фигура человека в полный рост. На отпечатке хорошо различимы благообразные черты лица бородатого мужчины и многочисленные кровоподтеки, подтверждающие будто бы евангельские страсти Господни.
Как следует из исторических хроник, первым владельцем плащаницы был французский рыцарь Жоффруа де Шарни из Лири под Парижем. Где и как он раздобыл реликвию, осталось неизвестным, хотя, может быть, захватил ее в каком-нибудь сражении: в те времена, случалось, «христовыми» покрывалами даже подторговывали. Это дало повод епископу города Труа объявить реликвию рыцаря фальшивкой. Говорили даже, что полотно «ловко раскрасил» один художник, в чем будто бы признался. Позже, по предписанию авиньонского папы Клемента VII, полотно представляли паломникам как копию истинной плащаницы.
Внучка рыцаря Маргарита уступила реликвию Луи герцогу Савойскому. Согласно легенде из-за причуды ее мула. Он вез плащаницу во время возвращения Маргариты в Бургундию и, остановившись у ворот Шамбери — впоследствии столицы Савойи, ни за что не хотел двигаться дальше. Маргарите пришлось оставить здесь мула вместе с поклажей. Герцог Луи построил для плащаницы часовню, простоявшую лет восемьдесят.
Но в 1532 году случился пожар. Ткань чудесным образом убереглась от огня, лишь капли расплавленного серебра от ларца прожгли ее в нескольких местах. Потом монахини залатали эти дырки. А подтеки воды, которой гасили пожар, видны на полотне по сей день. В 1578 году плащаница обрела свое постоянное пристанище — герцог Савойский перевез ее через Альпы в новую столицу своего герцогства Турин. С тех пор она и хранится там в соборе Иоанна Крестителя, вывозилась только на период второй мировой войны.
Своеобразные сюрпризы Туринская плащаница стала преподносить с тех пор, как ее начали изучать. В 1898 году полотно снимал итальянский фотограф Секондо Пиа. Проявив пластинку, он, к своему изумлению, увидел на ней не негативное изображение, а... позитивное! Это означало, что на полотне был запечатлен негатив, причем за много веков до изобретения современной фотографии!
Изображение при флюоресцирующем освещении.
Изображение при флюоресцирующем освещении. На первой фотографии выше изображен негатив фотографии.

Сей факт смутил многочисленных скептиков, считавших плащаницу средневековым «художеством». В те времена, и правда, десятки «плащаниц» с изображением Христа и без него гуляли по городам и весям. Но как тогда понять, что на Туринской плащанице воссоздан божественный облик в обратной светопередаче? Нет, такая идея, безусловно, выходила бы за пределы воображения средневекового шутника. Так что же, считать ее «подсказкой свыше» дабы не соблазнялись мы тривиальными объяснениями?
Однако историк Уллис Шевалье, изучив десятки древних манускриптов, опять объявил плащаницу подделкой. А вот биологи — профессор Сорбонны Ив Делаж и его помощник Поль Виньон — пришли к прямо противоположному выводу. Они охарактеризовали лицо и тело, отпечатавшиеся на полотне и сфотографированные Секондо Пиа, как «анатомически совершенно точные». Более того, биологи обнаружили на фотокопии «следы ран от игл тернового венца, гвоздей, ударов копьем и бича с тяжелым наконечником». Даже ручейки крови углядели, причем сумели увязать их направление с вздрагиванием казненного от боли. Словом, по убеждению Делажа и Виньона, здесь были все натуралистические приметы казни на кресте, широко распространенной в Древнем Риме, и они удивительно совпадали с евангельскими подробностями мучений Иисуса Христа. В итоге профессор Делаж, презрев свои атеистические взгляды, провозгласил во Французской академии наук: «Да, это Иисус Христос!» Ему ответил восторг сторонников подлинности Туринской плащаницы и яростный гнев ее противников. Но никто не думал тогда, что исследование этой самой важной в истории христианства реликвии, как назвал ее папа Павел VI, затянется на многие годы и даже десятилетия.
Акватинта Джиованни Батиста Делла Ровере
Акватинта (вид гравюры), приписываемая средневековому художнику Джиованни Батиста Делла Ровере. В верхней части изображена плащаница со следами пожара 1532 года. Внизу - версия художника, поясняющая положение, при котором могло возникнуть изображение на ткани

Ив Делаж и Поль Виньон пытались воспроизвести фигуру на полотне масляными, а затем акварельными красками. Ничего похожего у них не получилось, и тогда исследователи решили, что причина — в отсутствии благовоний и масел, применявшихся в древних похоронных ритуалах. Уже в наши дни это упущение устранили: не раз выдерживали льняное полотно в парах, имитировавших выделения потовых желез умирающего человека в сочетании с различными ароматическими веществами. Было достигнуто потемнение ткани, но, по свидетельству специалистов, получившееся смутное изображение «никоим образом не сравнимо с имеющимся на плащанице». Несмотря на все попытки, конкретный механизм формирования отпечатка остался неизвестным.
Нашлось еще одно возражение гипотезе с парами. Если изображение появилось от испарений человека, то полотно должно было туго облегать его тело, иначе произошли бы деформации в очертаниях лица и вообще во всем контуре. В 1974 году эксперты военно-воздушных сил США Джон Джексон и Эрик Джампер показали, что интенсивность оттенков отдельных участков контура на полотне меняется в зависимости от расстояния до поверхности тела человека. Даже в тех местах, где полотно не прикасалось к нему, например, на лице, тоже просматриваются отпечатки, хотя и слабые. Как же они получились? Джексон и Джампер предполагают: изображение на плащанице сделано неконтактным путем! Каким же? Вариантов много. Согласно одному из них изображение получилось от мощного излучения самого Христа в момент его воскресения. Следы этого загадочного излучения будто бы высвечивают на фотографиях подробности, не видимые на полотне. И действительно, на снимках плащаницы выявлены поразительные детали...
Собор Иоанна Крестителя, где хранится Туринская плащаница
Собор Иоанна Крестителя, где хранится Туринская плащаница

Можно, конечно, рассуждать о существовании в древности особого «художества», впоследствии утраченного. Но тогда надо признать за автором изображения на плащанице уникальное художественное дарование. В самом деле, благообразный лик на полотне своей безмятежностью в смерти и глубокой печалью может быть причислен к редкостным шедеврам мирового искусства. Но почему же мы не знаем других произведений этого выдающегося живописца? Не потому ли, что его не существовало в реальности?
Предположение о рисунке опровергается твердо установленным фактом: совершенным отсутствием на полотне следов каких-либо красителей, жидкостей или газов, ответственных за отпечаток. Правда, некоторые исследователи находили на ткани следы каких-то красителей, но оказалось, что они были привнесены сюда случайно. Между прочим, среди таких случайных включений попадались и частицы земли на отпечатке пятки, глубоко забившиеся между волокон ткани. Их заметили через мощный микроскоп, и поэтому кажется невероятной сверхпредусмотрительность средневекового фальсификатора. В целом изображение на полотне кажется сугубо поверхностным и похожим, по убеждению американских исследователей, на «слабое опаление ткани огнем».
Церковь разрешала смотреть на плащаницу очень редко — примерно раз в 50 лет. Поэтому в очередной раз удалось пофотографировать реликвию в 1931 году. Цветные снимки, сделанные итальянцем Джузеппе Энри, подтвердили ранее полученные результаты и позволили заметить новые подробности на изображении.
Французский хирург Пьер Барбье изучил снимки 1931 года с особым интересом. Его озадачили следы крови на запястьях казненного. Не на ладонях, как бы следовало из канонических описаний распятия, а именно на запястьях. Хирург не поленился и доказал на опытах в анатомическом театре, что тело человека не удерживается на гвоздях, вбитых в ладони. А на гвоздях в запястьях — удерживается! Неужели изображение на плащанице ближе к реальности, чем последующие описания?
Прояснить этот вопрос могли бы подлинные останки кого-либо из умерщвленных подобным образом. Несмотря на великое множество казненных на кресте, никак не удавалось разыскать их могилы. Но вот в 1968 году археологи раскопали в Иерусалиме древнеримское захоронение. И что же? В одном из склепов нашелся саркофаг с человеком, несомненно, распятым перед смертью. У него руки были пробиты в запястьях!
Применение криминалистических методов в исследовании плащаницы принесло новые неожиданности. Микрофотографирование лика в поляризованном свете и его компьютерное сканирование выявили на глазах умершего монеты, прежде никем не замеченные. Элементы рисунка на гравировке позволяют причислить монеты к периоду около 30 года нашей эры! Более того, одну монету удалось отождествить с так называемой лептой Пилата с надписью: «Император Тиберий». Крайне любопытная подробность: в данном случае в надписи оказалась ошибка, о которой не подозревали самые маститые нумизматы. После опубликования снимков нумизматы разыскали пять таких «дефектных» монет в различных коллекциях!
Ученые разных стран давно мечтали о научном исследовании самой Туринской плащаницы, но до середины нашего столетия им приходилось довольствоваться лишь фотографиями. Но в 1969 и 1973 годах специалистам наконец доверили саму реликвию. Первую фундаментальную работу выполнил швейцарский криминалист Мак Фрей. Он обрабатывал полотно стерильным микро-пылесосом и клейкой лентой. Рассматривая мельчайшие частицы под микроскопом, Фрей выявил около полусотни разновидностей пыльцы растений, испокон веков произрастающих в Италии, Франции, Палестине, Турции, в бассейне Мертвого моря и в северной части Сирии. Таким образом, география путешествий плащаницы в древности как будто подтверждается.
Этот важный вывод поддержал видный эксперт по текстилю, профессор Гентского университета в Бельгии Гильберт Расс. По двум кусочкам и нескольким нитям, срезанным с полотна, Расс определил, что плащаница была выткана из льна распространенным в античности способом «в елочку», а нити навивались вручную. Далее выяснилась бытовая подробность: древние отстирывали ткани мыльной травой (сапонария оффициналис), обладающей противогрибковыми свойствами. Не потому ли плащаница выглядит довольно свежо, что ее стирали в этой траве? К тому же, как показали эксперименты, образцы ткани, вымоченные в мыльной траве, подпаливались огнем глубже и гуще.
Эксперты военно-воздушных сил США Джексон и Джампер, упоминавшиеся выше, сделали открытие, по сей день вызывающее головную боль у оптиков и физиков. Они обработали снимки плащаницы компьютерным анализатором, преобразующим интенсивность оттенков и тонов изображения в цифровую форму. Затем по этим данным было изготовлено множество картонных пластинок разной высоты. Поставленные друг за другом в определенном порядке эти пластинки образовали рельеф, ошеломивший исследователей. Они увидели объемное изображение человека на плащанице! Такого результата не получается после аналогичной обработки простых фотографий или рисунков. Никто не мог объяснить, как в плоском контуре человеческой фигуры на полотне мог быть «закодирован» объемный вариант? Под давлением этого и других нетривиальных открытий ученое сообщество, собравшееся в Альбукерке в штате Нью-Мексико, США, постановило предпринять широкомасштабное научное исследование Туринской плащаницы и с этой целью стараться заполучить реликвию в лабораторные условия.
Трехмерный лик Христа снятый с туринской плащаницы
Лик на рельефной поверхности, воспроизведенный компьютером.

Приближался 1978 год, знаменующий собой 400-летие пребывания святыни в Турине. К юбилею приурочили публичную ее демонстрацию — всего лишь вторую в нашем столетии. Такой случай ученым нельзя было упустить. Начались хлопоты крупных научных коллективов. После долгих переговоров с владельцем плащаницы бывшим королем Италии Умберто Вторым и туринским архиепископом Анастасио Баллестреро разрешение на «неразрушающие» методы изучения реликвии было получено.
Объёмное изображение лика с туринской плащаницы
Объёмное изображение лика Христа, выявленное компьютерной обработкой.

К сентябрю 1978 года в Турин хлынули тысячи паломников. Началась шестинедельная демонстрация плащаницы. День и ночь выстаивали страждущие в очереди, чтобы хоть издали, но взглянуть на лик «самого» Иисуса Христа. За месяц с лишним мимо алтаря в соборе Иоанна Крестителя, над которым в пуленепробиваемом «аквариуме» из стали и стекла светился вожделенный кусок желтоватой ткани, прошествовало более трех миллионов человек. В субботнюю ночь 8 октября демонстрация закончилась. Плащаницу извлекли из «аквариума», заполненного азотом, и перенесли в Королевский дворец, где в отведенных комнатах были оборудованы временные лаборатории.
Исследование туринской плащаницы 1978 года
Плащаница разглаживается на поворотном столе для исследования. Октябрь, 1978 год.

Полсотни американцев, французов и итальянцев спешно отлаживали аппаратуру, прибывшую из-за океана в 72 ящиках (!). Вероятно, впервые в истории древняя реликвия подвергалась столь массированному налету вооруженных до зубов экспертов. «Пилигримы от науки» в белых перчатках расстелили полотно на поворачивающемся столе, закрепили ткань магнитами и приступили к священнодействию.
Плащаница на обозрении в туринском соборе
Плащаница в пуленепробиваемом "аквариуме" над алтарем в соборе.

Исследования велись непрерывно пять дней. Плащаницу просвечивали рентгеновскими лучами, фотографировали с сильным увеличением, определяли отражающие свойства ткани, изучали текстуру в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах. Спектрографы выявляли химические элементы на изображении, они были соединены с многоканальным анализатором и записывающим устройством. Всего было сделано около 500 спектральных анализов.
На бурых пятнах обозначились следы железа, калия и хлора, свойственных человеческой крови. Биофизик Джон Геллер из Новой Англии нашел на полотне крохотные кристаллы гемоглобина, частицы билирубина и других компонентов, тоже свойственных крови. Микроэлементов и следов пигментов, входящих в состав красителей, на пятнах не выявлено.
Патологическое исследование туринской плащаницы Р. Баклином
Американский патолог Р. Баклин исследует плащаницу в поисках доказательств того, что человек, покрытый ею, умер насильственной смертью.

Отмечено, что кровь пропитала плащаницу насквозь и видна при подсветке на обратной стороне ткани. А следов изображения на обороте совершенно незаметно. Почему? Если уж кровь, быстро засыхающая, просочилась сквозь полотно (может быть, она разжижалась ритуальными маслами?), то хотя бы контуры изображения за свой-то срок проступили бы на обороте. Этого не произошло, значит, подтвердилось мнение, высказанное в 1973 году: отпечаток сформирован лишь верхушками волокон одинакового оттенка, а светотени обусловлены их различной плотностью. Чем они были затемнены, опять осталось неясным.
Результаты беспрецедентной по объему научной экспертизы обсуждались тогда же на симпозиуме под названием «Туринская плащаница и наука» с участием множества ученых. Всеобщий интерес привлекли сообщения о близком совпадении деталей лика на плащанице с изображением Христа на монетах и иконах VI—VII веков. Специалисты усмотрели 45 совпадений образа на плащанице с иконой Христа в монастыре Святой Екатерины на горе Синая и 65 (!) с его обликом на солиде (монете) Юстиниана III. Однако остается неясным, был ли на них скопирован лик плащаницы или, наоборот, изображение с монеты и иконы как-то перенесли на полотно? Не исключается, понятно, и некий образец, послуживший оригиналом для того и другого изображений.
Как видно, наши ученые современники не развеяли полностью ореол таинственности вокруг Туринской плащаницы, обильно питающей религиозные чувства. Правда, они сетуют на объективные помехи достижению этой цели. Главное, не хватило выделенного времени на работу с плащаницей. Спектральный анализ, например, занимает несколько часов. А приходилось ограничиваться получасом. Из-за вибрации деревянных полов нарушалась съемка микрофотокамерами. Вследствие запрета на яркое освещение не удавался визуальный микроанализ...
Чтобы дать какое-то объяснение происхождения отпечатков и других загадок плащаницы, пришлось прибегнуть к мозговому штурму. Итальянские физики Виллис и Карренто де Ксендия считают, что плащаница была подвергнута воздействию внутриядерной радиации. Тогда эта гипотеза звучала крамолой. Теперь ученые всерьез говорят о возможности процесса ядерного синтеза при обычной температуре...
Решающий вопрос, можно ли считать изображение на плащанице «портретом» евангельского Иисуса Христа, по сей день остается открытым. Вероятно, на него вообще нельзя ответить, ибо это уже вопрос веры, а не науки. Впрочем, есть некоторые исторические свидетельства, отвергающие эту вероятность. Как гласит евангельский текст, Иисус умер на кресте очень быстро. Значит, он был человеком тщедушным и хилым. О малоприметности Христа говорит и другой эпизод: Иуде пришлось поцеловать Иисуса, чтобы его смогли узнать палачи. Совершенно определенно характеризует внешность Христа один из злейших врагов христианства Цельс: «Иисус был маленького роста и с таким некрасивым лицом, что оно вызывало отвращение». Цельсу вторит христианский писатель Тертуллиан: «Облик его был лишен какой-либо красоты и обаяния». Это позднее в воображении христиан сформировался пленительный образ Иисуса, восходящий к традиции греческой и римской мифологии...
Казалось бы, стоит ли рассуждать об этом, если плащаница была соткана через тысячу с лишним лет после распятия Христа? Очевидно, стоит, ибо данные радиоуглеродного анализа, о которых рассказывалось в начале этого очерка, требуют уточнения. Это, видимо, сознавал кардинал Баллестреро, заявивший по случаю завершения экспертизы: «Религиозная вера не поколеблена, и мы не испытываем страха перед наукой».
В самом деле, проверка точности радиоуглеродного метода, предпринятая Британским советом по науке и технике в 1989 году и проведенная в 38 лабораториях разных стран, показала разброс в возрасте предъявленных образцов до 250 лет. По свидетельству журнала «Нью Сайентист» (1989, т. 123, № 1684, с. 26), ошибка в определении возраста плащаницы могла составить 200 лет.
Однако высказываются доводы в пользу увеличения ошибки и до тысячи лет! В частности, имеется в виду так называемое «правило ногтя», хорошо известное специалистам по радиоуглеродному методу. Для экспертизы был взят образец из боковой полосы, побывавший в бесчисленном количестве рук во время демонстраций реликвии. Оказывается, углеродных напластований от этого вполне достаточно, чтобы «омолодить» плащаницу вплоть до эпохи Иисуса Христа. Мы уже не говорим о широко обсуждающихся ныне в научной прессе эффектах биоэнергетики. Один из них проявляется в воздействии биоэнергии на скорость радиоактивного распада, как это показано в опытах Реми Шовена. А то, что Иисус был сильным экстрасенсом, теперь, кажется, ни у кого не вызывает сомнения.
Но даже если допустить ничтожный шанс для искусственного происхождения «портрета» в средние века, то наука может оказаться перед лицом еще более жгучей загадки, ибо изумительная анатомическая точность изображения не поддается рациональному объяснению. А ведь, по мнению некоторых специалистов, на отпечатавшемся изображении «спинно-брюшная симметрия выдержана с точностью до ангстрема» (!).
Споры относительно природы отпечатка продолжаются. Пожалуй, это самое большое «белое пятно» на Туринской плащанице. Вот когда современная наука со всем своим могуществом прояснит это «пятно», объяснит причину волнующего своей безмятежностью лика, тогда, вероятно, с большей вероятностью можно будет сказать: «Туринская плащаница — это всего лишь памятник насильственной боли человеческой и все. Пусть еще один. Их никогда не будет слишком много».

Поделиться с друзьями:
загрузка...


Комментарии:
Нет комментариев :( Вы можете стать первым!
Правила: В комментариях запрещено использовать фразу 'http', из-за большого кол-ва спама
Добавить комментарий:
Имя или e-mail


Последние статьи:

Реклама:
Контакты администрации сайта :