UNBELIEVABLE.SU
Приведения/полтергейст

Войны

Загадочные и интересные места/открытия

Загадки прошлого

Сокровища и пираты

Загадки животного мира

Личности/народы

Катастрофы

Праздники и обычаи

Религия/Вера

Искусство

Медицина

Высокие технологии

НЛО/пришельцы

Загадки космоса

Истина


Реклама:
Поделиться с друзьями:

Лечение холотропным дыханием.

Лечение холотропным дыханием.Этот старинный особняк на Старом Арбате с благодарностью вспоминают сотни людей. Здесь, в московском отделении Российского центра психоэндокринологии, они получили действенную помощь в трудные для себя моменты нервного срыва, депрессии, психического расстройства. Создал этот центр и вот уже больше десяти лет является его руководителем доктор медицинских наук, профессор Арон Исаакович Белкин, президент Российской психоаналитической ассоциации. Отличительная черта применяемой в центре психотерапевтической методики состоит в том, что лечение ведется без медикаментозных препаратов. А исцеление достигается за счет резервных возможностей самого организма, которые заложены в нем природой.
Мы привыкли считать, что наше поведение определяется сознанием. С помощью органов чувств мозг получает информацию о внешнем мире и на ее основе отдает соответствующие команды к тем или иным действиям. Но есть и другая, не менее важная составляющая наших поведенческих реакций — прошлый опыт, сохраненный в памяти.

Однако эта простая схема на поверку оказывается неполной. В ней отсутствует третий важный компонент — так называемое подсознание, то есть бессознательная часть психики. Именно туда мозг отправляет значительную часть поступающей информации, в том числе голограммы материальных объектов, а также наш собственный поведенческий опыт, включая эмоции в различных ситуациях. Это подтверждается, в частности, исследованиями одного из создателей всемирно известного Монреальского института неврологии Уайлдера Пенфилда и работами английского психолога Генри Фридома.
Причины, по которым мозг отправляет ту или иную информацию в подсознательную «кладовую памяти», различны. Например, в силу изменившейся внешней обстановки какие-то сведения утратили актуальность, перестали быть полезными. Есть и такая информация, которая связана с отрицательными эмоциями. Она не просто неприятна, а доставляет боль, страдания. Поэтому, стремясь защитить нашу психику, мозг старается запрятать ее на самую дальнюю полку в своей «кладовой», забыть о ней. К сожалению, известная поговорка: «С глаз долой — из сердца вон» — тут не действует. Даже будучи удалена из сознательной оперативной памяти, эта негативная информация не исчезает бесследно. Хотя нам кажется, что мы избавились от нее, не чувствуем связанной с ней боли, порожденные ею комплексы остаются. Они подобны минам замедленного действия, которые под влиянием новых внешних или внутренних факторов могут вновь напомнить о себе внезапным взрывом, причинив новую боль. А та, в свою очередь, вызывает сбои в психике, проявляющиеся в форме различных неврозов и психических расстройств.
Это положение является одним из краеугольных камней психоанализа, родоначальником которого был австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд. Согласно его теории, психика человека начинает формироваться с момента его рождения и в значительной мере складывается к 15—16 годам. Причем именно в первые годы — от 0 до 6,5 лет — в нее вносятся те комплексы, которые позднее становятся причиной возникновения, например, неврозов. Поэтому, чтобы избавиться от заболевания, считал Фрейд, врач должен заставить больного как бы заглянуть себе в душу, найти там и осмыслить первопричину психического сбоя. Больной выздоравливает, когда осознает ее.
Ученики и последователи Фрейда развили его теорию о роли подсознания и первопричинах нервных расстройств. Так Отто Ранк пришел к заключению, что первой и самой главной психической травмой для человека является травма рождения. Сегодня известно, что дитя уже в утробе матери не только получает информацию с помощью органов чувств, но у него в этот период появляются зачатки психики. И входит он в жизнь... через смерть. Представьте: вот ребенок лежит в утробе в комфортных условиях, обеспеченный всем необходимым. И вдруг, неожиданно, привычному существованию приходит конец. На первой стадии процесса родов, когда сокращение матки уже началось, а ее шейка еще закрыта, дитя испытывает невероятные физические и душевные муки. Воздуха нет, и он начинает задыхаться. Естественно, что маленькое существо, уже имеющее психику, воспринимает это как надвигающуюся гибель. И пережитый ужас смерти оставляет свой комплекс в его подсознании.
Другой ученик Фрейда, швейцарский психолог Карл Густав Юнг, пришел к выводу, что бессознательное в «кладовой памяти» простирается за границы жизни конкретного индивидуума. Наряду с личным бессознательным, присущим данному человеку, в ней хранится еще и бессознательное, общее для всех людей. Другими словами, индивидуальный опыт не утрачивается со смертью личности, а остается частицей в коллективной памяти, наследуемой из поколения в поколение.
Профессор Белкин привел такой характерный пример, помогающий представить этот феномен:
— Во время лечебного сеанса одна из наших пациенток, будучи в особом состоянии сознания, увидела себя среди какого-то племени, близкого к первобытному. Ее мать и для всего племени была Матерью — предводительницей, верховной жрицей, военачальницей, всем сразу. Она погибла в бою, когда дочери было два года, и девочке предстояло занять ее место. Пока она росла, бразды правления временно принял отец.
За время сеанса, не такое уж долгое, прошла длинная, полная событий и приключений жизнь далекого предка пациентки. Девочку обучали верховой езде и военному искусству, магии и умению врачевать. Она научилась обращаться со змеями. Совсем молодой она получила огромную власть над соплеменниками. Когда нападали враги, скакала впереди войска. В обыденной жизни делила добычу, мирила поссорившихся. У нее были три близкие подруги. Две ее предали, третья осталась верна. В бою чужой воин, тоже женщина, пронзил копьем сердце героини рассказа-воспоминания.
Моя ассистентка, проводившая сеанс, считает эту женщину самой обычной. Не сильно начитанной, не склонной к экзальтации. Когда она в сознании, ее суждения трезвы и лапидарны. Она утверждает, что увиденное было для нее полной неожиданностью. Ничего, даже отдаленно напоминающего, ни в виде картинок, ни в форме рассуждений никогда не приходило ей в голову. Единственная связь между реальностью и видениями — родимое пятно, похожее на шрам, с левой стороны груди, как раз напротив верхушки сердца.

Сходного эффекта добивается вице-президент Ассоциации «ЭНИОЛОГИЯ», экстрасенс Валерий Авдеев, с помощью «метода образного мышления». Он вводит человека в особое состояние «имаго», в котором появляется на свет то, что хранится в бессознательной «кладовой памяти» из опыта предков.
Представьте зрительный зал, на сцену которого Авдеев вызывает добровольцев из числа зрителей.
- Сейчас вы войдете в особое состояние психики, в котором не работает логическое мышление, — предупреждает он. — Вы будете мыслить образами, подобно великим художникам и музыкантам. В вашем сознании возникнут яркие картины — настолько живые и отчетливые, что их трудно отличить от реальности. Вы будете слышать и видеть, вдыхать запахи, чувствовать вкус, ощущать воображаемые предметы даже более отчетливо, чем настоящие...
Авдеев говорит все это громко и спокойно, немного нараспев, словно убеждая маленьких детей. И зрители-добровольцы на сцене ведут себя, как дети, — закрыв глаза, послушно выполняют указания наставника. На их лицах написано выражение сосредоточенности, спокойствия и какой-то духовной просветленности.
- Итак, вы ясно видите каждый день прошлого. Сегодня — 22 декабря 1982 года. Что вы сейчас делаете?
Участвующие в эксперименте подробно рассказывают, чем они заняты «сейчас». При этом, сами того не замечая, они настолько входят в воображаемую обстановку, что двигаются по сцене и выразительно жестикулируют, изображая игру в бадминтон, уборку квартиры, работу на токарном станке.
- Все правильно, — одобрительно говорит Авдеев. — Теперь внимание. Вы переноситесь во времени на несколько десятилетий назад. Сейчас 22 мая 1922 года. Покажите, что вы делаете.
Хотя на сцене находятся сравнительно молодые люди не старше сорока лет, они разыгрывают пантомиму, в которой имитируют какие-то малознакомые нам действия. Например, один берет в горсть нечто невидимое и широким размахом бросает на сцену. На вопрос: «Чем ты занят?» — он серьезно отвечает, что сеет рожь. Другой плетет лапти, третья отбивает вальком белье.
- А теперь 5310 год до нашей эры, — объявляет Авдеев и, выдержав маленькую паузу, властно спрашивает: — Что происходит сейчас с вами?
И тут на сцене происходит нечто невообразимое, что трудно придумать даже при очень богатом воображении. Один из участников эксперимента ожесточенно «бьет дубиной» невидимого противника, высоко вскидывая сцепленные руки и изо всех сил резко опуская их. Кто-то раздувает воображаемый костер. Другой карабкается то ли на дерево, то ли на скалу...
Впрочем, порой опыт далекого прошлого, зафиксированный в нашей бессознательной памяти, проявляется в повседневной жизни без всяких усилий с нашей стороны. В раннем детстве многие боятся темноты. Кое у кого это чувство страха остается на всю жизнь. Между тем чаще всего реальных причин для него нет. Современные жилища надежно защищают человека от каких-либо внешних опасностей. А вот наши далекие предки имели основания бояться ночной темноты, поскольку под ее покровом на них в любой момент могли напасть опасные хищники.
Изучением роли и взаимодействия бессознательного личного и общечеловеческого в психике занимается новое научное направление — трансперсональная психология. Причем исследования в этой области имеют не только академический интерес, но и практическое применение. В наши дни большое число людей нуждается в психотерапевтической помощи. Причина этого кроется в том, что повседневная жизнь перенасыщена стрессами, которые «взрывают» мины замедленного действия в психике. Следовательно, нужно обезвредить их, то есть помочь больному выявить и осознать затаившиеся в подсознании комплексы.
Но как это сделать, если неизвестно, в какой период жизни, а возможно и до рождения человека, были заложены «мины»?
Ответ на этот вопрос дает новый интенсивный метод психотерапии, который благодаря усилиям профессора А. И. Белкина взят на вооружение Российским психоэндокринологическим центром. Его медицинское название — пневмокатарсис, то есть буквально «очищение души дыханием». Сущность его заключается в сочетании особого «холотропного» способа дыхания со специально подобранной музыкой и физическим воздействием.
Более подробно об этом методе рассказывает профессор Белкин:
— Его автор — президент Международной ассоциации трансперсональной психологии, чехословацкий психиатр Станислав Гроф, эмигрировавший в США. Недавно ему исполнилось 60 лет, а свой метод холотропного дыхания — от греческого «holos» — «весь» — он изобрел почти двадцать лет назад, и за прошедшие годы пневмокатарсис широко распространился по всему миру.
Тут важно подчеркнуть, что он появился не на пустом месте. Теснейшая взаимосвязь психики и сознания с дыханием известна с древнейших времен. Жрецы, колдуны, врачеватели издавна использовали различные приемы, связанные с дыханием, для изменения сознания. Это могла быть довольно жестокая процедура с насильственным погружением человека под воду, перекрытием воздухоносных путей или зажатием сонных артерий, что приводило его в состояние, близкое к смерти от удушья, и создавало убедительное переживание смерти и возрождения. В других случаях применялось изменение скорости дыхания — гипервентиляция или длительное сдерживание дыхания, а также их сочетания. Подобные дыхательные упражнения имеются в древней индийской науке о дыхании пранаяме, в кундалини-йоге и сиддха-йоге, в тибетской ваджраяне, в бирманской буддистской и даосистской медитации и целом ряде других.
В калифорнийском научно-исследовательском центре Эсален-Инститьют Гроф экспериментировал с различными древними и современными методами. В итоге он избрал простое увеличение скорости дыхания и его глубины в течение определенного времени, от 30 до 90 минут. В этом случае многие участники сеанса испытывали сильные трансформирующие переживания, причем у психотерапевтических пациентов происходило спонтанное исцеление как на уровне тела, так и на уровне психики.

Сеанс холотропного дыхания
В ходе сеанса участники принимают необычные позы, делают неожиданные движения.

- А что обуславливает этот положительный эффект? Каков механизм самоисцеления при холотропном дыхании?
- Интенсивное дыхание в большинстве случаев приводит к эмоционально насыщенным и даже драматическим переживаниям и психосоматическим проявлениям в результате ослабления психологической защиты и высвобождения подсознания. Участники дыхательного сеанса входят во внутреннее пространство своей психики, в бессознательную «кладовую памяти», где заложены «мины», обнаруживают и тем самым «обезвреживают» их.
Гипервентиляция вызывает сдвиг гомеостатического равновесия, и организм отвечает на изменение биохимизма внутренней среды вынесением на «поверхность» различных старых, глубоко запрятанных эмоциональных напряжений, избавляется от них разрядкой на периферии. Эта разрядка происходит в двух формах: либо в форме катарсиса, отреагирования с драматическими движениями тела, криком, тремором, подергиваниями, кашлем, даже рвотой, либо в форме поверхностного напряжения и спазма мышц. Однако по мере продолжения учащенного дыхания это состояние значительно ослабляется и даже совсем проходит. Это нельзя объяснить чисто биохимически, поскольку гипервентиляция продолжается.

- Значит, таким образом проявляется выход из глубин подсознания запрятанных там комплексов?
- Совершенно верно. Как считает сам Гроф, указанные явления имеют сложную психосоматическую структуру и специфический психологический смысл для каждого человека. В большинстве случаев можно найти конкретные биографические, перинатальные, то есть относящиеся к периоду до рождения, или трансперсональные источники этого психосоматического дискомфорта, возникающего во время сеанса холотропного дыхания. Например, спазмы в кистях и стопах отражают глубокий конфликт между сильными побуждениями и тормозящими тенденциями. В таких случаях часто выявляется наличие подавленной агрессии, неосуществленных сексуальных устремлений или других импульсов по отношению к окружающим людям. Периферический разряд этих эмоциональных проблем в форме мышечных спазм во время гипервентиляции как раз и отражает скрытое динамическое равновесие. Иногда болезненное мышечное напряжение может быть проявлением «заблокированного» творческого импульса, например, желания играть на музыкальном инструменте, танцевать, рисовать.
Так вот в ходе сеанса холотропного дыхания напряжение, вызванное этим внутренним противоречием, достигает кульминации, а затем сменяется глубоким облегчением. Человек явственно ощущает устранение энергетического блока и освобождение подавленного импульса. Кстати, впоследствии это часто практически подтверждается успешными занятиями живописью, музыкой, танцами. Но, если даже человек не обращается к творчеству, все равно можно проследить за положительным эффектом. Например, восстанавливается нормальная циркуляция крови в ногах и руках, что особенно заметно у людей, которые страдали от плохого периферического кровообращения и жаловались на холодные кисти и стопы.

- До сих пор речь шла о комплексах, порожденных личным опытом конкретного человека. Но ведь «мины» может закладывать и коллективное бессознательное, то, что он, к сожалению, унаследовал от предков...
- Да, это так. Иногда более глубокие корни напряжения и болей в различных частях тела можно проследить до уровня трансперсонального опыта, различных воспоминаний прошлой жизни. Так, напряжение мышц вокруг рта, сильное сжатие челюстей, спазм горла, ощущение удушья может быть связано с тем, что кто-то когда-то болел пневмонией, дифтерией, тонул, вешался — словом, испытал муки, связанные с прерыванием снабжения организма кислородом.
- Но, если холотропное дыхание сводится всего лишь к учащению его ритма и глубины, можно ли заниматься им самому?
А вот это я категорически не рекомендую делать. Оно должно обязательно проходить под руководством врача-специалиста. Во время сеанса пневмокатарсиса выявляются внутренние напряжения и блокады. Но, для того чтобы добиться исцеляющего эффекта, их следует довести до кульминации, разрешения и снятия. Врач не просто наблюдает за участниками сеанса, а поощряет их к эмоциональному и динамичному проявлению того, что травмирует психику их подсознания. Поэтому он заранее психологически готовит «холонавтов», рассказывает, как нужно сонастраиваться с возникающим потоком эмоций. При этом очень важно чувствовать себя полностью раскованным. В ходе сеанса его участники зачастую принимают необычные позы, делают неожиданные движения. Таким путем происходит разрешение внутренних конфликтов. Сеанс продолжается до тех пор, пока они не освободятся от всех напряжений и не достигнут высокоположительного, полностью расслабленного состояния.
- С воздействием на нас музыки мы сталкиваемся каждый день. Она может поднимать настроение, настраивать на лирический лад и вызывать грусть, приводить в буйный экстаз или, наоборот, успокаивать. А какова роль музыки во время сеансов голотропного дыхания?
- Наряду с гипервентиляцией она является неотъемлемой частью пневмокатарсиса. Правильно подобранная музыка помогает вызвать из глубин бессознательного прошлые чувства, сделать их доступными для проявления. Она усиливает и углубляет терапевтический процесс, создает осмысленный узор для переживаний. Непрерывный музыкальный поток помогает преодолевать барьеры психологических защит и позволяет всему совершаться спонтанно и свободно.
- Не могли бы вы привести конкретные примеры музыки, которая звучит на сеансах пневмокатарсиса?
- Обычно сеанс начинается со стимулирующей или ведущей музыки, чтобы способствовать вхождению в особое состояние сознания. Это такие произведения, как «Ветер перемен» и фрагменты из альбома «X» немецкого композитора Клауса Шульце, «Шакти» Джона Мак-Лафлина, «Остров мертвых» Сергея Рахманинова. Для средней части сеанса — избранные фрагменты из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», «Поэма Экстаза» Александра Скрябина, первая симфония Самюэля Барбера. На более поздней стадии, когда участники успокаиваются и расслабляются, музыка должна быть менее драматичной, более медленной, а на заключительном этапе — вневременной и медитативной. Например, «Гарольд в Италии» Гектора Берлиоза. Есть и специализированные записи, где вся музыка одного голотропного сеанса взята из одной тематической области — скажем, шаманская дыхательная запись.
Есть еще и третий обязательный компонент голотропной терапии — физическая поддержка. Она заключается в различных видах массажа, надавливании на определенные точки тела и некоторых других формах физического воздействия.

- А скольо продолжается сеанс?
- Его длительность сугубо индивидуальная для каждого холонавта. Для некоторых она может быть и три-четыре часа. Момент прекращения участия в сеансе каждый выбирает сам, доверяя собственному ощущению достаточности и глубокого удовлетворения. Завершается сеанс собеседованием, во время которого участники обсуждают свои переживания и тем самым закрепляют целительный эффект интеграции психики.
- В общем плане голотропная терапия рекомендуется для лечения психических заболеваний и коррекции глубоких эмоциональных проблем. Что конкретно входит сюда?
- Как показал опыт, а голотропная терапия широко применяется во многих странах мира, включая США, она дает хорошие результаты при лечении неврозов и тревожных состояний, психосоматических заболеваний, депрессии, коррекции личностных проблем и ряде других состояний. У нас в центре мы успешно работаем со всем спектром женских проблем, начиная с психологических и кончая физиологическими. Лечим подростковые и юношеские психические «сбои».
Я убедился сам в пользе методики, беседуя с пациентами центра. Все они были единодушны в своих высоких оценках результатов лечения. Особенно запомнились слова одной, уже немолодой женщины: «Здешние врачи — настоящие волшебники. Много лет мучили неврозы. Бог знает, сколько я проглотила всяких таблеток и выпила разных микстур. И все без толку. А тут прошла курс холотропной терапии, и мои хвори как рукой сняло. Это такое счастье — почувствовать себя нормальным здоровым человеком».

Автор – Сергей Демкин.

Поделиться с друзьями:
загрузка...


Комментарии:
Нет комментариев :( Вы можете стать первым!
Правила: В комментариях запрещено использовать фразу 'http', из-за большого кол-ва спама
Добавить комментарий:
Имя или e-mail


Последние статьи:

Реклама:
Контакты администрации сайта :