UNBELIEVABLE.SU
Приведения/полтергейст

Войны

Загадочные и интересные места/открытия

Загадки прошлого

Сокровища и пираты

Загадки животного мира

Личности/народы

Катастрофы

Праздники и обычаи

Религия/Вера

Искусство

Медицина

Высокие технологии

НЛО/пришельцы

Загадки космоса

Истина


Реклама:
Поделиться с друзьями:

Иконопись Палеха.

Иконопись Палеха.Русская икона, фреска, живопись на библейские темы — одно из художественных чудес европейской цивилизации.
Отвечая на вопрос Гете о происхождении русской иконописи, Карамзин утверждал, что она — порождение «византийской, которая вошла в Россию вместе с христианской верой при Владимире. Греческие живописцы были учителями наших». Но византийство очень скоро было переплавлено в тиглях русской духовности. На Руси выросли такие великаны человеческого духа и волшебники кисти, как Алимпий, Андрей Рублев, Дионисий, Гурий Никитин. Своеобразным сплавом многих школ и открытий великих русских изографов стала крестьянская живопись мастеров Палеха.
Палех — знаменитое «село-академия» в 300 километрах к северо-востоку от Москвы. Здесь много веков таланты из народа создавали самобытную школу иконописи и фрески. Лаковые миниатюры художников Палеха на фольклорные и литературные мотивы: ларцы, шкатулки, пластины, броши, появившиеся уже в советское время, известны во всем мире. Они видоизмененное художественное наследие древнерусской духовной живописи.

Празднование 1000-летия христианства на Руси круто изменило вектор общественного сознания. Возвращение художников Палеха к Евангелию — не просто знамение нового времени. Творческая мастерская «Палешане», где вокруг известного мастера Б. Кукулиева объединились молодые художники, опирается в нынешних поисках на опыт живописцев, своих дедов и прадедов, на опыт мирового искусства. Это второе рождение религиозного начала в народном творчестве Палеха. Начав с творения икон, поколения художников Палеха через века вновь возвращаются к иконописи. К библейским сюжетам тяготели многие известные художники. Великие немецкие живописцы и граверы А. Дюрер и Г. Гольбейн (младший), знаменитый француз Г. Доре и известный голландец - издатель и гравер — Н. Пискатор в разные времена и на свой манер иллюстрировали Библию — как Ветхий, так и Новый Завет.
Современные издания библейских текстов, как их толкований, используют именно этот зарубежный графический арсенал. «Палешане» впервые делают самостоятельную попытку отечественных цветных иллюстраций к Евангелию, постигая и продолжая древнерусские традиции иконописи.
От праздника Крещения Господня до широкой Масленицы — почти два месяца в древнем Новодевичьем монастыре работала выставка «Евангелие в красках Палеха». Ее устроители — Всероссийская Ассоциация международных культурных и гуманитарных связей, Московская Патриархия, Государственный Исторический музей — как бы проверяли на широком зрителе впечатления от этой необычной работы.
Художники-палешане окрылены высокими оценками. Но и поработать пришлось немало. Иерархи Русской Православной церкви и ученые-теологи высказали свои доброжелательные замечания и советы. Теперь работа завершается. А впереди необычное художественное издание: «Евангелие в красках Палеха».

Евангелие в красках Палеха


Под таким названием в феврале — марте 1994 г. в Москве, в Ново-Девичьем монастыре прошла выставка творческой мастерской «Палешане».
Вдохновленная великой задачей — красочно изобразить жизнь Иисуса Христа — группа молодых художников (Николай Борисович Кукулиев, Сергей Яковлевич Адеянов, Василий Семенович Макашов, Владимир Авенарович Бушков, Сергей Григорьевич Великанов) под руководством известного мастера Бориса Николаевича Кукулиева представила свой более чем трехлетний труд, выполненный на едином дыхании.
Событие это, с моей точки зрения, исключительное и совершенно замечательное, прошло, к сожалению, без особого шума и не оказалось в центре внимания широкой общественности. Зато у всех, кто смотрел на подлинные иллюстрации к Библии, менялось выражение лиц, глаза начинали светиться восхищением, радостью и добротой. Захотелось, чтобы о необычной экспозиции узнало как можно больше людей.
Палехская икона - Тайная вечеря.
Палехская икона - Тайная вечеря.

Исключительность выставки заключалась в том, что это первые иллюстрации к Евангелию, выполненные палехскими художниками. Разве неудивительно, что в конце XX века молодые художники вернулись к библейской теме, исполнив иллюстрации в традициях самобытной древней иконописной школы своих прадедов.
А замечательна выставка тем, что представленные иллюстрации к Библии выполнены с высочайшим искусством, восхищают строгостью и тонкостью рисунка, яркостью и чистотой красок. Более всего волнует глубокое понимание художниками сущности Святого писания, которую они бережно старались донести до нас.
Когда видишь строгую, тщательно выписанную красоту иллюстраций, то понимаешь, что их могли создать только художники Палеха с их многовековыми традициями иконописи в сочетании с самобытной, выразительной манерой росписи лаковых миниатюр на темы русских народных сказок, былин, историй.
Иконописание Палеха имело очень высокую и очень давнюю технику. Ее совершенство, ее утонченные приемы, ее «добротность» и своеобразная красота были сохранены многими поколениями иконописцев.
Палех находился дальше, чем Холуй и Мстера, от больших дорог и судоходной Клязьмы. Сюда всегда было трудно добраться местными проселками. Палех не жил замкнуто. Имея свою традицию, свой бытовой уклад, он жил особою жизнью, создавал свой стиль и имел свою судьбу, мало похожую на судьбу соседних иконописных сел Владимиро- Суздальской земли.
На основе документов известно, что иконописание в Палехе существовало уже в начале XVII в., в то время, как поселение возникло здесь гораздо раньше и, возможно, занятие иконописью было и до XVII века. В старинных документах Палех упоминается как один из центров иконописного ремесла по всей Владимиро-Суздальской земле.
Палехская икона - Распятие.
Палехская икона - Распятие.

Как и другие села, Палех имел свою исторически сложившуюся особенность, которая во многом определила своеобразие палехского иконописания.
Долгое время иконописное ремесло в Палехе по характеру производства было связано с крестьянской средой. Палехские иконописцы торговали своими изделиями в развоз «по торжкам и заглушенным деревням для промена на яйцо и луковицу». Скорее всего, эти иконы были дешевые и предназначались для быта крестьян. Но наряду с этим Палех имел прямую и непосредственную связь с древнерусским искусством, исходил из высоких традиций его различных школ и шел своим путем.
Постепенно Палех получил известность признанного центра иконописания и вошел в круг самобытных «гнезд» Владимиро-Суздальской земли.
Неоднократно палехские иконописцы вызывались в царские иконописные мастерские в Москву, да и другие города для выполнения заказных икон.
Подолгу живя вдали от родных мест, палешане имели возможность ознакомиться с иконами новгородского, московского царского и так называемого строгановского письма. Так в течение 50—60 лет образовывался своеобразный палехский стиль, который довел до совершенства свои технические приемы.
Это было наследие миниатюрного, драгоценного искусства, ювелирная роскошь и «многодельность» которого увлекали утонченный вкус придворного боярства во главе со Строгановыми. Богатые купцы и промышленники Строгановы из поколения в поколение собирали иконы и заказывали их согласно своим вкусам. В Сольвычегодске была основная их резиденция. Там к концу XVI — началу XVII в. они организовали свои иконописные мастерские. Московские заказные иконы и те, что выполнялись в строгановских мастерских в Сольвычегодске, объединяются общим названием «строгановское письмо».
Иконы такого письма исполнены с миниатюрной точностью и тщательным выписыванием всех деталей. Сами иконы чаще невелики по размерам, выделяются яркостью в цвете и обилием золота. Икона «строгановского письма» воспринимается как драгоценное изделие прикладного искусства.
Палехская икона - Воскрешение дочери Иоира.
Палехская икона - Воскрешение дочери Иоира.

В XVIII в. иконопись Палеха продолжила ту линию древнерусской живописи, которая наиболее ярко проявилась в искусстве городов Поволжья: Ярославля, Ростова Великого и Костромы. Палехский стиль вобрал в себя сказочную поэтичность и изысканную узорность «строгановской иконы», золотокованую пышность «царских писем», жизнерадостность, живописную декоративность и свободную жизненность фресок и икон Поволжья.
Несмотря на узаконенную церковью необходимость соблюдения строгого, установленного канона и незыблемых правил в изображении иконных образов, многие элементы и детали иконы менялись в зависимости от места, где писалась икона, и от времени ее создания. Изменялась манера изображения ликов и фигур, пейзажа и его деталей. На протяжении XIX и начала XX в. палехский стиль совершенствовался, он более графичен и пластичен.
Во второй половине XIX в. производство икон стало сосредотачиваться на крупных предприятиях. Особенно выделилась Сафоновская мастерская. В руках Сафонова находилась почти половина всего иконного дела в Палехе. У него за работой пребывали более 200 иконописцев. Мастера-палешане изготовляли самые разнообразные иконы в самых разных стилях древнерусского искусства. Иконы писались дешевые по особым заказам. Развозились они по самым отдаленным местам царской России. Сафоновым принимались также и крупные подряды на роспись храмов.
Палехская икона - Омовение ног.
Палехская икона - Омовение ног.

Весь сложный опыт изготовления и написания иконы в Палехе был основан на древних традициях, передававшихся по наследству из поколения в поколение. Но наступили революция, гражданская война. Началась активная антирелигиозная пропаганда, закрывались и разрушались церкви. Большевики преследовали религию.
Встал вопрос о существовании иконописных мастерских Палеха. Неужели закрывать? Оборвать историческую линию редчайшего искусства?
Но у талантливых художников Палеха с огромной школой за спиной хватило сил и энергии перестроить художественное производство.
Знаменитые во всем мире ликовые миниатюры Палеха на фольклорные и литературные мотивы появились в 1923 г., когда там организовалась артель «Древнерусской живописи». Хотя палехские мастера и заимствовали технику изготовления папье-маше у Федоскинской артели — старейшего лакового промысла, — но технику росписи яичными красками и художественный стиль иконописания художники-палешане сохранили.
Более того, новое направление в их творчестве перешагнуло границы Родины и вышло на мировой уровень. Палехские шкатулки, миниатюры, сказочные картины палехской росписи ныне знамениты на всем земном шаре. Они получают высшие призы на Всемирных ярмарках, выставках, конкурсах. Казалось бы, Палех вновь нашел себя, выбрав основное направление своей творческой деятельности. Но реальная жизнь опять вмешалась в его судьбу, в чем мы убеждаемся сегодня.
Рост духовных запросов общества, государственное признание церкви и ее значения в воспитании вновь обращают прославленных художников к иконописной тематике.
Палехская икона - Положение во гроб.
Палехская икона -

Этот процесс как бы второго рождения древнего искусства Палеха мы и наблюдаем сегодня.
Приведенная история Палеха, наверно, была необходима, чтобы полнее представить, какие великие истоки и традиции формировали творчество современных палешан, решившихся буквально на исповедь в библейской тематике — и так блестяще свершивших ее в цветных иллюстрациях Евангелия.
При встрече на выставке с художником В. С. Макашовым я спросил: кому, когда и почему пришла такая грандиозная идея? Он просто ответил, что идею подсказало время. Да, наше нынешнее время. И потому, что встала острая необходимость духовного возрождения народа, в которое художники стремились внести и свою лепту, и потому, что в это время стало возможным осуществить свою давнюю задумку. Раньше они этого сделать не могли. А так хотелось подтвердить народу, что великое народное искусство еще существует, как и существует, несмотря на хаос и сумятицу нашего бытия, и русская культура Палешане лучше всего могли это подтвердить возрождением великих традиций палехской иконописи.
Палехская икона - Тайная вечеря (фрагмент).
Палехская икона - Тайная вечеря (фрагмент).

Василий Семенович знал, что на библейские сюжеты писали известные немецкие и голландские художники, но особенно ему нравились иллюстрации к Евангелию знаменитого французского живописца Г. Доре. Но они были выполнены, как он выразился, «в немецком или французском духе», а для русского православного народа надо было создать свои, в традициях великой русской иконописи. Да и обидно как-то было, добавил он, что при всемирной славе русских икон не было сделано попыток сделать русские иллюстрации к Новому Завету. Кроме того, было огромное желание красочным изображением жизни Иисуса Христа помочь людям образно понять Евангелие. Зрительное восприятие не только поясняет текст самой великой книги человечества, но сильнее воздействует и углубляет понимание философской сути Святого учения. Думаю, что палешанам это удалось.
Палехская икона - Усекновение главы Иоанна Предтечи.
Палехская икона - Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Надеюсь, что огромный, вдохновенный труд, воплощенный в издание «Евангелие в красках Палеха», получит всенародное признание и преувеличит всемирную славу Палеха.

Поделиться с друзьями:
загрузка...


Комментарии:
krivenokm@inbox.ru
Имел счастье общаться с художником Сергеем Великановым во время нашей совместной службы в г.Одинцово , Московской области, войсковая часть 33957. Я , Кривенок Михаил Фёдорович был его командиром роты. Прошло более сорока лет, но добрые воспоминания остались до сих пор. Очень хотелось бы увидеть его или хотя бы пообщаться в социальных сетях. Но наверно ,не судьба!

12:04:23 10:20:54

Правила: В комментариях запрещено использовать фразу 'http', из-за большого кол-ва спама
Добавить комментарий:
Имя или e-mail


Последние статьи:

Реклама:
Контакты администрации сайта :