UNBELIEVABLE.SU
Приведения/полтергейст

Войны

Загадочные и интересные места/открытия

Загадки прошлого

Сокровища и пираты

Загадки животного мира

Личности/народы

Катастрофы

Праздники и обычаи

Религия/Вера

Искусство

Медицина

Высокие технологии

НЛО/пришельцы

Загадки космоса

Истина


Реклама:
Поделиться с друзьями:

Интересные и необычные морские изобретения.

Интересные и необычные морские изобретения.Тяжело переваливаясь с борта на борт, отталкивая при каждом крене мельтешащие льдины, теплоход ледокольного класса «Иван Москвин» проходил Карские Ворота. Капитан со звонкой фамилией Мазуркин мог и с закрытыми глазами провести корабль через знакомые полярные моря. Вот и сейчас по изменившейся качке судна он понял, что подходит к морю Карскому.

ВАЛЬС-МАЗУРКА ВО ЛЬДАХ


Качка уменьшилась — верный признак, что выход из пролива забит дрейфующими льдами. Так оно и есть. Скорость хода резко упала. Нужно переходить на толчковый режим. Отходить назад и, набирая скорость, идти вперед, вламываться в лед. Шаг назад, два вперед; шаг назад, полтора вперед... У многих современных судов ход реверсируется не двигателем — это довольно долго из-за больших инерционных масс, а разворотом лопастей гребного винта. Идея не нова. Еще в 1930 году изобретателям А. И. Меерову и К. С. Лоптину выдан патент СССР № 18623 на винт с автоматически перекидными лопастями.
Но что такое винт супротив ледяного поля? Это тоже самое, что бешено крутящееся колесо у застрявшего в снегу автомобиля: энергии во сколько! — лед плавит, аж искры летят, а транспорт беспомощно стоит. Вот и додумался А. А. Мазуркин до импульсного водяного двигателя: центральный канал в днище судна, поршень в канале, связанный со штоком цилиндра возвратно-поступательного движения, и система забора морской воды в канал (Заявки на патент №№ 4244231, 4255110). При холостом ходе забортная вода заталкивает громадный поршень в канал. Судно по инерции немного отходит назад. Затем от судового двигателя шток мгновенно толкает поршень обратно, и тот с максимальной скоростью выплевывает воду в океан. Реактивная сила мощно толкает корпус вперед. Представляете, какая энергия прикладывается к кораблю! Мощность судового двигателя пять тысяч лошадиных сил: пять тысяч лошадей разом дернули корабль. Они способны запросто везти нагруженный корабль поверх льда, как гигантские сани. И над этим тоже думал капитан Мазуркин. Оказывается, нос современного ледокола не столько колет, сколько расталкивает лед. А на сжатие льда при расталкивании требуется сила в двадцать раз больше, чем на ломание. И если бы нос ледокола сделать широким, как у санок, то корабль, взобравшись на край ледяного поля, проломил бы проход по ширине корпуса с силой на порядок меньше, чем раздвигая его носом-калуном.
Представляете, каким было удивление, а вместе с тем и недоумение нашего капитана, когда он увидел на Эльбе речной ледокол-сани. Немцы построили его так, как задумал капитан. Тогда почему не делают широкие носы у океанских ледоколов? Видно потому, что ходить тем приходится и по чистой воде, а там кормой-то наперед не больно разбежишься.
Нестандартные водные движетели.

Впрочем, не нов и импульсный водяной движитель. Когда А. Мазуркин подал вышеуказанные заявки, то экспертиза нашла ему сразу несколько аналогов, да каких! Шестидесятилетней давности — 1926 года. Одно лишь утешает, что приоритет наш — патент СССР №5159. Но техника развивается, и отличие мазуркинского движителя заключается в системе заборных труб, расположенных под углом к основному каналу. Это позволяет использовать боковые трубы для маневра и разворота на месте.
Оставим пока в мечтах ледокольный корабль, оснащенный, кроме винта, реактивным водяным движителем штурмовать ледяные поля Карского моря на пути к Диксону, а сами перенесемся в...

ТРОПИЧЕСКИЕ МОРЯ


— любимое место действия команды Ж. И. Кусто. Правда, пробовали они однажды походить на своем «Калипсо» у берегов Антарктиды, так еле вырвались из коварных льдов. Больше ни-ни... Куда приятней у атоллов и рифов в тропиках. Но что восхищает, так это аквалангисты, их снаряжение, недосягаемый профессионализм и техника безопасности. Однако то, что напридумывали наши ихтиандры, у французов не встретишь. Вон А. Н. Дашков из Уссурийска Приморского взял, да и предложил моноласт для пловцов. Конструкция предельно проста: ремень, привязанная к нему шнурами крестовина, одна перекладина которой имеет подставки для ног, а другая — широкий резиновый... хвост, не хвост, флаг не флаг, одним словом, моноласт. Надевайте ремень на талию, берите хвост под мышку и идите к воде. Там всовывайте ноги в подставки, отпускайте хвост и другого выхода нет — валитесь на бок. Не бойтесь: чай, вода, а не земля. Теперь плывите, совершая ногами такие же движения, как и при ходьбе. По мнению изобретателя, такой «головастик» обгонит любого профессионала аквалангиста.
Еще больше начудил доцент кафедры плавания Института физкультуры Д. Ф. Мосунов, автор многих изобретений и научных работ. Он придумал гибкий овальный диск, на который ложится пловец и, ухватившись за лямки, работает руками и ногами. Диск извивается под ним словно мантия ската-манты. Отличие лишь в том, что такой скат плывет... ногами вперед.
С движителем-хвостом вообще целая эпопея. Что моноласт, вот гребной хвост судна — это дело! «Настоящее изобретение, — говорится в далеко не близком, 1925 года, патенте СССР №8338, — имеет целью создать подводную лодку, перемещающуюся в воде, подобно рыбе». Подводная лодка И. А. Сергеева имеет эластичный хвост с системой тяг, приводимых в действие кривошипными механизмами. Хвост колеблется, и субмарина поплыла, поплыла, поплыла... За патентом Сергеева патенты В. И. Карнюшина, П. В. Митурича... Патенты на двигатели в форме рыбьего хвоста для судов, глиссеров и... — для чего еще, вы думаете? — для самолетов и дирижаблей. Под водой, в небесах и на море! Патенты СССР №N9 30567, 33418 начала тридцатых годов. Страна мечтателей, страна ученых. Почти полстолетия прошло, пока в телепередаче «Это Вы можете» мы не увидели настоящую модель гибкого хвоста, блистательно подтвердившую в бассейне высокие ходовые качества такого движителя.
Кстати, о природных пловцах — дельфинах. Профессор Г. Г. Зелькин предложил еще одну разгадку парадокса Грея. Он считает, что не только активной смазкой объясняется семикратное уменьшение сопротивления живого дельфина по сравнению с моделью. Профессор открыл явление гидравлической индукции и на ее основе объясняет образование завихрений по бокам резвящихся в воде млекопитающих. Вихревые структуры как бы заменяют трение скольжения трением качения. Чем выше скорость, тем лучше образуются вихри. Дельфины знают об этом и, чтобы разогнаться, совершают прыжки из воды. Так и прыгают, так и прыгают...
Впрочем, мы отвлеклись. Теплоход «Иван Москвин» уже пробился через льды Карских Ворот и вышел в открытое море. Там бушевал шторм.

КОРАБЛЬ МОЙ УПРЯМО КАЧАЕТ


крутая морская волна. Поднимает и снова бросает в кипящую бездну она. Это на картинах И. К. Айвазовского девятый вал изумрудно прозрачен и даже привлекателен. Да и мелькающая в теплых волнах мечта с потерпевшими кораблекрушение внушает неизбежный оптимизм: один из моряков поднял красный лоскут — флаг гарибальдийцев. А в действительности...
Я запомнил, как почти тридцать лет тому назад все газеты сообщили о гибели четырех рыболовных траулеров в свинцовых водах Берингова моря. Никакие спасательные средства не в состоянии были помочь обледеневшим судам в штормовую январскую ночь 1965 года. Под ледяной шубой весом в сотни тонн суда принимали опасный крен. Захлестывавшая трюмы вода топила центральные машины. Гас свет, останавливались помпы, поддерживавшие плавучесть судов. Хлынувшие в люки потоки воды предвещали быстрый конец. Траулеры ложились на борт и переворачивались. «Бокситогорс», «Себеж», «Севск», «Нахичевань». В ста милях юго-западнее острова Святого Матвея и в шестидесяти западнее острова Святого Павла. Святые угодники не помогли, но долг живущих — найти надежное средство спасения судов.
Рассмотрим одно изобретение, а. с. № 735822, которое преследует две цели: повышение устойчивости корабля и получение механической (электрической) энергии за счет качки судна. Для этого в трюме подвешен маятник с солидным грузом. Стержень подвеса соединен с поршнем гидроцилиндра или с механическим приводом динамо-машины. Волна качает корабль, а маятник сохраняет вертикальное положение. Расстояние между стенками трюма и подвеской маятника меняется, и поршень совершает возвратно-поступательное движение. Цилиндр работает, как поршневой насос. Ох, как бы он пригодился в темном трюме тонущего судна, когда остановились машина и электрогенератор! Да и сам маятник препятствовал бы крену корабля — ведь маятник своего рода киль, опущенный не в воду, а... в воздух трюма. Инерционный киль. И чем больше длина подвеса и масса груза, тем устойчивей корабль.
Но как быть с изменением направления качки, ведь ветер и курс корабля редко совпадают? Чтобы маятник мог отслеживать изменение плоскости качания, его надо подвесить на шаровом шарнире, а соединенные со стержнем гидроцилиндры установить на круговых направляющих. Тогда при изменении качки гидроцилиндры поворачиваются по круговым направляющим в плоскость качания маятника. Саморегулирующая система, обладающая требуемой инерционностью.
Еще одно спасательное средство — штормовой якорь, предложенный Б. И. Дрогиным из Владивостока. Он применяется при аварии главного двигателя или при выходе из строя винто-рулевой группы корабля. Брезентовое полотнище при помощи оттяжек крепится верхней частью к тросу лебедки, а нижней — к якорной цепи. При стравливании станового якоря на небольшую глубину и на соответствующую длину троса полотнище погружается в воду. Расправляясь по волне, полотнище разворачивает к ней корабль носом, исключая опасную бортовую качку.
Штормовой якорь-полотно

Автор сделал свое изобретение под впечатлением от катастрофы сухогруза «Комсомолец Киргизии» в марте 1987 года. Потеряв управление, сухогруз стал жертвой боковой качки, когда волны, сбив крышки на грузовых люках, затопили трюм. Судно завалилось на бок и затонуло так же, как и рыболовные траулеры. Знай о штормовом якоре моряки сухогруза, они спаслись бы.
За тех, кто в море!

Автор – Ю. М. Ермаков.

Поделиться с друзьями:
загрузка...


Комментарии:
Нет комментариев :( Вы можете стать первым!
Правила: В комментариях запрещено использовать фразу 'http', из-за большого кол-ва спама
Добавить комментарий:
Имя или e-mail


Последние статьи:

Реклама:
Контакты администрации сайта :