UNBELIEVABLE.SU
Приведения/полтергейст

Войны

Загадочные и интересные места/открытия

Загадки прошлого

Сокровища и пираты

Загадки животного мира

Личности/народы

Катастрофы

Праздники и обычаи

Религия/Вера

Искусство

Медицина

Высокие технологии

НЛО/пришельцы

Загадки космоса

Истина


Реклама:
Поделиться с друзьями:

Интервью у ходожника и инженера Олега Сапрыкина

Интервью у ходожника и инженера Олега Сапрыкина«...Все порождено Вселенной. Она - начало всех вещей, от нее все и зависит. Человек или другое высшее существо и его воля есть только проявление воли Вселенной... Мы предполагаем, а Все-ленная распоряжается, как хочет, без церемонии разрушая наши планы и даже разрушая всю планету со всеми ее разумными существами...»
Не эти ли слова великого Циолковского объясняют секрет притягательности полотен художника-фантаста Олега Сапрыкина? Вселенная на его картинах - живая, дышащая, величественная... Добрая к разумным своим детям и суровая к неразумным.
Двое древних русичей, мудрый старец и задумчивый отрок, о чем-то беседуют у костра, в лесу, но их не двое, нет, над ними - светозарные звезды - внимательные слушательницы, а, может быть, и собеседницы.

Говорю об этом странном ощущении Олегу и слышу:
- Не знаю, по какому наитию я поместил над беседующими русичами созвездие Орион. Ведь только позже на выставке профессионалы-астрологи объяснили, что именно Орион - созвез-дие, покровительствующее России. А еще хотелось мне донести до зрителей этой картины, что предки наши не только за сохой ходили, терема строили да от врагов оборонялись, но и о звездах, о мироздании думали не меньше, чем мы, их потомки.
Я ведь и сам в МАИ пошел из-за пристрастия к небу, к научной фантастике, которая тогда казалась нашим завтрашним днем. Потому что все близкие к космическим делам люди были уверены - завтра мы первыми будем на Марсе. А каждый полет космонавтов воспринимался как праздник. Приподнято жили, вдохновенно!
А меня еще и не оставляла мысль, что неспроста же я и родился 12 апреля - в День космонавтики...
- А о высшем художественном образовании не задумывался?
- Нет. Для себя я давно решил, что живопись - способ самовыражения, увлечение. И теперь, когда что-то не ладится на работе, я пишу картины, а когда не удаются картины - с головой погружаюсь в технические проблемы.
Картина Олега Сапрыкина Край света
Картина Олега Сапрыкина "Край света"

- Наверное, из-за всеобщей нашей нестабильности у вас и на работе проблем прибавилось?
- Конечно, ведь я работаю в НПО «Энергия» им. академика С. П. Королева, и сам вижу, что потихоньку закрываются перспективные программы - нет средств.
Но все же не все так безотрадно. Вот недавно было объявлено у нас о проведении научно-технической конференции молодых специалистов и ученых под девизом: «Творчество молодых - прогрессу космонавтики!» И даже сами устроители не предполагали, что заявленных на конференцию тем окажется аж 86. Да еще какие темы! Здесь наряду с «Организацией маркетинговой деятельности на предприятиях ракетно-космическои отрасли» наши молодые ученые говорили и об орбитальной станции на базе межпланетного орбитального корабля, и о возможности современного существования живых организмов на планете Марс, и об использовании дозаправки для уменьшения массы межзвездной транспортной системы, и о новом взгляде на проблему пилотируемых межзвездных полетов с использованием реактивной тяги...
А ведь кажется, что ситуация в стране не располагает к столь дерзновенному полету мысли. Получается, что чем сложнее наша жизнь, тем больше способные люди стремятся к самовыражению. А ведь именно благодаря таким людям, движению их мысли Россия во времена упадка не раз уже выходила на качественно новый виток своего развития.
Картина Олега Сапрыкина Обелиск
Картина Олега Сапрыкина "Обелиск"

- Пожалуй, одна из ваших картин «Край света» подтверждает эту мысль. Старинный фрегат с беспомощно обвисшими парусами беспощадно приближается к пропасти, в которой чернота, но где-то там, в глубине, мерцает огонек - что это?
- Это надежда. Она не должна покидать нас даже на краю света. И разве не искоркой надежды все мы живем?
- А «Звездный маяк» - это тоже символ надежды?
- Конечно. На далекой заснеженной планете, в системе огромной галактики, ярко видимой на небосклоне, на берегу безжизненного океана установлен звездный маяк. По нему космические корабли прокладывают свой курс...
- Похоже на начало фантастического романа. Не пытались писать?
- Пытался, причем еще во втором классе. Тогда мне казалось, что некоторые, мною любимые, фантастические повести не имеют достойной развязки, и я заканчивал их так, как мне нравилось и, конечно же, иллюстрировал рисунками. Потом я с друзьями был захвачен идеей создать музей фантастики. Уже не один век известен этот жанр людям, и каждый писатель привносит в него что-то свое. Мне же хотелось, чтобы в музее можно было проследить эволюцию фантазий человечества из века в век. Ведь нынешние фантазии писателей совсем не те, что были у их собратьев по перу лет эдак сто-двести назад.
Мечталось, что здание этого музея фантазии человечества будет построено из фюзеляжей списанных самолетов; будут в нем и богатая видеотека фантастических фильмов, и книги, и, конечно, много картин. Со временем сложность этой затеи стала очевидной, но я решил, что какие-то «кирпичики» в воображаемое здание музея я буду вкладывать: прочитал интересную книгу - написал картину, чтобы человеку, который ее увидел, непременно захотелось бы и книгу прочитать.
Картина Олега Сапрыкина Разговор о звездах
Картина Олега Сапрыкина "Разговор о звездах"

Картина Олега Сапрыкина Звездный маяк
Картина Олега Сапрыкина "Звездный маяк"

- Олег, как поклоннику научной фантастики вам должна быть близка идея машины времени, не потому ли на ваших картинах либо далекое прошлое, либо будущее? Вот стоят дозором на рубежах Руси богатыри, чудесна природа вокруг, но уже склоняется под ветром тонкий стан березки, уже сгустились грозовые облака - грядет нашествие орд. На другой картине - грозный хан Батый со своим окружением, а вдали город Козельск, что сами захватчики назовут «злым городом» - так отчаянно защищались его жители.
А рядом с Русью IX-XII веков - далекие планеты, космические корабли и вдруг неожиданность: «Обелиск» - картина с секретом, который мог придумать только человек техники, при свете на полотне - лишь мертвенная оледенелая скала, а в темноте - проступает на ней иероглиф, обозначающий человека, - все, что осталось от былой великой цивилизации.
- Сколько их уже было, цивилизаций, на Земле и в космосе, и о том, какую судьбу выберем мы, заставляет задуматься эта картина. И вновь вспоминаются слова Циолковского о власти Вселенной над нами и планетами.
- Иллюстрация этой мысли и ваша картина «Последняя гавань»? Нигде, видно, не нашел приюта фрегат - ни на Земле, ни на небе, и завис меж ними, беспомощный и трагичный, как наша цивилизация с ее военным и «мирным» атомом. Но ведь вы - инженер и не можете быть против научно-технического прогресса, и в то же время на ваших картинах живет первозданная природа. Как в вас уживаются физик и лирик?
- Только так и можно было жить человеку - не покорять Природу, а жить в согласии с ней, пытаясь понять ее законы, преклоняясь перед ней, как перед прекрасной женщиной. Об этом картина «Неприступные вершины» - величественные горы и женский силуэт на их фоне... В них так много общего: они ослепительно красивы, заряжают нравственной чистотой, облагораживают жизнь, они обладают необъяснимой притягательной силой.
- Это уже речь не «физика и лирика», но философа, русского космиста. Согласно учению этой школы, Вселенная, планета, природа и каждая пылинка - живые существа, а души предков участвуют в нашей жизни.
Циолковский с его «лучистым человечеством», Вернадский с учением о ноосфере, Чижевский с его теорией о влиянии Солнца на жизнь всего живого, Федоров с его культом предков.
Картина Олега Сапрыкина Взятие Козельска
Картина Олега Сапрыкина "Взятие Козельска"

Картина Олега Сапрыкина Непреступные вершины
Картина Олега Сапрыкина "Непреступные вершины"

- Русские мыслители оказались правы во многих своих гипотезах, ставших явью, думаю, потому, что крепко любили и Землю, и землю. В этом все дело. И землянам иначе нельзя.
...«Ночь перед стартом». В зеленой лунной дымке от куиндживской изумрудно-блестящей Луны вырисовывается готовая к старту ракета, спиной к ней, лицом к нам сидит босой человек, будто легендарный Антей, набирающий силу у Земли, или будто Василий Шукшин в заключительных кадрах из «Печек-лавочек». Человек Земли, землянин. Он будто возвращает нам веру - несмотря ни на какие преграды, а напротив, вопреки и наперекор им, мы должны выполнить волю Вселенной, даровавшей нам первооткрытие космоса - мы завтра будем на Марсе!

Интервью брала Ольга Жукова

Поделиться с друзьями:
загрузка...


Комментарии:
Нет комментариев :( Вы можете стать первым!
Правила: В комментариях запрещено использовать фразу 'http', из-за большого кол-ва спама
Добавить комментарий:
Имя или e-mail


Последние статьи:

Реклама:
Контакты администрации сайта :