UNBELIEVABLE.SU
Приведения/полтергейст

Войны

Загадочные и интересные места/открытия

Загадки прошлого

Сокровища и пираты

Загадки животного мира

Личности/народы

Катастрофы

Праздники и обычаи

Религия/Вера

Искусство

Медицина

Высокие технологии

НЛО/пришельцы

Загадки космоса

Истина


Реклама:
Поделиться с друзьями:

Другая история князя Святослава Игоревича

Другая история князя Святослава ИгоревичаВеликий князь Святослав Игоревич правил на Киевской Руси в героический период ее становления как могучей державы. Он был сыном равноапостольной княгини Ольги и отцом крестителя Руси равноапостольного князя Владимира. Среди скупых летописных известий о Святославе до наших дней дошло вот такое описание этого воинственного князя-витязя:
«С вдями многими и храбрыми ходил легко, как барс, на многие войны. Возов с собой не возил. Не имел ни котла, ни мяса не варил, но, тонко изрезав конину ли, зверину ли, или говядину, на углях пек. Спал без шатра, положив седло под голову. И воины его были такие же. И посылал к странам, говоря: «Хочу на вы идти».

Согласно Повести временных лет, Святослав родился незадолго до смерти своего отца, убитого древлянами в 945 г. Самостоятельное правление сына Игоря началось в 964 г., а уже в 972 г. он погиб. Возмужавший повелитель русов дважды покоряет свободолюбивых вятичей, два раза завоевывает Болгарию, сражается с хазарами и византийцами.
Наибольшее внимание древнего летописца привлекли войны на Балканах. В 967 г. Святослав захватывает Болгарию, но, получив тревожную весть о печенежском нападении на Киев, возвращается в свою днепровскую столицу. Здесь он хоронит мать, наделяет сыновей уделами, но мысль о богатой южной стране не покидает его. В 971 г. русы вновь идут на болгар, а затем начинают сражаться с могущественной Византией. Разгромив ромеев, они двигаются к их столице - Константинополю, современному Стамбулу. Испуганный император с трудом откупается большой данью.
Осмотрев поредевшие в боях дружины, Святослав решает временно замириться с неприятелем и привести с Руси подкрепление. Греки с радостью заключают мир, но у днепровских порогов часть русской армии попадает в печенежскую засаду, и князь погибает.
Многие века имя Святослав было олицетворением русской воинской доблести. Каково же было удивление современных историков, когда из сравнения летописного рассказа со сведениями древних иноземных источников нарисовалась совершенно иная картина. Оказывается, никакого русского разгрома Хазарии в 965 г. не было. Правда, под 969 г. мусульманские авторы сообщают о захвате некими «русами» хазарской столицы и других городов. Святослав же в это время находился в Киеве у изголовья умирающей матери и в хазарском походе участия принять не мог. Но, может, русские дружины возглавили его полководцы? Подобное допущение также сомнительно, так как при описании событий этого года летописец о такой выдающейся победе, как захват могущественной Хазарии, ни словом не обмолвился.
Из двух летописных захватов Болгарии достоверным оказывается только второй. Но и он произошел в ином году, нежели это показано в летописи.
Русско-византийская война детально описана византийскими историками. Согласно их сочинениям, русы изредка добивались успеха в мелких стычках, но во всех крупных сражениях были биты. В побоищах якобы потери варваров исчислялись многими тысячами, а убитых ромеев редко когда набиралось больше десятка. Эти историки настойчиво пытаются убедить читателя в том, что только природное великодушие ромеев позволило Святославу уйти из Болгарии...
Известия византийских историков не оставляют сомнений в том, что не может быть и речи о рождении Святослава около 945 г. В это время Святослав находился в дееспособном возрасте и еще при жизни своего отца правил Новгородом. Это обстоятельство еще более подрывает доверие к древним летописным рассказам.
Кем же в действительности был Святослав - непобедимым полководцем или обыкновенным неудачником?
Перед нами предстают две сильно различающиеся версии событий - древняя и современная. Согласно обеих версий, Святослав летом 969 г., будучи в Киеве, ухаживает за своей больной матерью. Но с этим мнением трудно согласиться. Дело в том, что святая равноапостольная княгиня Ольга скончалась в четверг 15 июля 961 г. Единственным разумным объяснением возникшего противоречия будет предположение о том, что летописец между рассказами о болгарских походах поместил сюжет, относящийся к более раннему времени. Вернем вставку на ее законное место, и эта перестановка чудесным образом снимает многие противоречия и дает нам существенно иной образ исторического Святослава. Св. Ольга летом 961 г. в своем послании гневно выговаривает сыну:
«Ты, князь, чужие земли ищешь, свои забросив. За малым нас не взяли печенеги - и мать твою, и детей твоих. Если не придешь, не защитишь нас, так и возьмут. Или не жаль тебе ни отчизны своей, ни матери своей, ни детей?»
Пристыженный Святослав спешно возвращается на родину. Ответ на вопрос: какие же земли и для кого завоевывали русы? - найти несложно.
В 960 г. лучший полководец Византии Никифор Фока возглавил отборную армию, направленную на освобождение острова Крита. Остров представлял собой главную опорную базу арабских пиратов, опустошавших православные берега Греции и Малой Азии. Ромеи не раз пытались возвратить утерянное древнее владение, но безуспешно. О важности предпринимаемого похода говорит то, что распространилось даже пророчество, обещавшее, в случае захвата острова, императорскую корону победоносному полководцу.
В июле десант высадился на Крит и начал боевые действия. Византийская часть армии состояла главным образом из мобилизованных крестьян. Их спешно пришлось обучать воинскому искусству. Поэтому в качестве главных причин успехов Фоки источники называют мощный флот, препятствовавший другим мусульманским правителям прийти на помощь критянам и союзников - «хорошо обученных к войне» русов. Византийцы называли русов «росами» и «тавроскифами».
На Крите дружина Святослава вместе с другими отрядами Фоки бьет отряды эмира Курупы и осаждает столичный город Хандак. Город был прекрасно укреплен и считался неприступным. С одной его стороны надежной преградой служило море, с другой - ровная и гладкая скала, увенчанная мощными стенами. Стены окружали два очень широких и глубоких рва.
Осада Хандака продолжалась много месяцев. Наконец 7 марта 961 г. Никифор бросил неистовых тавроскифов и свои дружины на решительный приступ. Твердыня пиратов пала.
Битва. По древнему рисунку.
Битва. По древнему рисунку.

В логове разбойников за полтора века грабежей во многих странах Средиземноморья скопились огромные сокровища. Когда их доставили в Константинополь, то даже привыкшие к богатым военным трофеям горожане пришли в изумление. Участники критского похода сказочно обогатились.
После отдыха Фоке предстояли бои в Малой Азии, где он стяжал новую славу, но Святославу было не суждено сопутствовать полководцу. Получив послание о печенежском нападении, груженные золотом русы возвращаются в Киев.
В марте 963 г. умирает император Роман II, а на престол возводятся его малолетние сыновья. Никифор, окрыленный критским пророчеством, решает бороться за титул императора и начинает созывать своих былых соратников.
Святослава и Никифора Фоку связывал многолетний воинский союз. Еще в 950-е гг. они вместе воевали в Малой Азии. Так как наша вставка обрывается на 963 г. сборами Святослава в далекий поход, можно сделать вывод, что князь откликнулся на призыв своего боевого товарища и, отложив все дела, устремился на помощь. Дождавшись грозных росов, Фока провозгласил себя императором и 16 августа торжественно въехал в Константинополь.
Через несколько лет осложнились болгаро-византийские от-ношения, и болгары начали сближаться с врагами Фоки. Визан-тийский сановник Калокир привез в Киев груз золота для того, чтобы Святослав наказал строптивых соседей империи. В августе 968 г. русы сеют ужас в пограничных районах Болгарии. Результат не замедлил сказаться. Вскоре испуганные болгары ищут заступничества от свирепого врага у Никифора.
Закончив удачное предприятие, великий князь киевский не вложил меч в ножны. Полвека прошло с того дня, как в хазарской засаде погиб другой великий киевский князь - Вещий Олег. Настало время оплачивать по давнему счету. И на следующий год русы обрушиваются на Хазарию. Русы всегда мстили за гибель своих правителей и мстили жестоко.
Воистину черным стал 969 г. для хазар-иудаистов. Разгромив их армию, Святослав разорил все главные города страны, а своей резиденцией сделал город Тмутаракань на Таманском полуострове. После русского погрома Хазария навсегда исчезла с исторической арены.
В ночь с 10 на 11 декабря в Константинополе произошли кровавые события. Двоюродный брат императора Иоанн Цимисхий вступил в сговор с женой Никифора - Феофана, ставшей его любовницей. Мятежники захватили спящего императора, и Иоанн зарубил брата.
Вскоре к Святославу, зимовавшему в Тмутаракани, прибыл его побратим Калокир. Он предложил русу покарять убийц и попросил помощи в борьбе за византийскую корону. В случае успеха князю должна была достаться глубоко запавшая в душу Болгария и щедрая награда от нового императора - Калокира.
По своей матери Святослав принадлежал к болгарскому царскому роду. Дедом Святослава был царь Болгарии Владимир. Владимир был смещен с престола и ослеплен. Трон же достался младшему брату Владимира - Симеону. Находившемуся в зените могущества киевлянину представилась возможность отомстить за своего предка.
Сборы были недолгими. Современники не зря дали Святославу прозвище Легкий. В считанные дни по получении известий об убийстве Никифора сокрушитель Хазарии достигает берегов Дуная.
У стен болгарской столицы русов встретила армия Петра - сына Симеона. Бой был жестоким, и поначалу успех был на стороне защитников города. Но великий князь воззвал к соратникам: «Уже нам здесь пасти, так встанем же по-мужски, братья и дружина». Замешательство было преодолено Резня продолжалась до вечера, и бежали болгары, и бежали болгары, и взяли тавроскифы Преслав на копье. Петр не вынес поражения, занемог и 30 января 970 г. переселился в мир иной. Завладевший страной, Святослав шлет грекам вызов: «Хочу на вы идти и взять град ваш».
Иоанн предлагает в обмен на мир золото. В противном же случае обещает варварам уничтожить их всех до единого. Ответ был скор и краток:
«Мы мужи крови, которые с оружием побеждают врага. Зря ты по неразумию своему принимаешь русов за изнеженных баб и тщишься запугать нас».
Столкновение стало неизбежным. Император знал, что сулит ему угроза яростного Святослава и честолюбивого Калокира. Для прикрытия северной границы отряжается огромная армия. С ней-то и встречаются двинувшиеся по весне на Царьград русы. Решающее сражение с византийцами летописец описывает так: «И пошел Святослав на греков, и вышли те против русов. Когда же русы увидели их - сильно испугались такого великого множества воинов. Но сказал Святослав: «Нам некуда деться, волею и неволею сражаться должны. Да не посрамим же земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не ищут. Если же побежим, и позор нам будет, и убежать не сумеем. Станем же крепко. Я впереди вас пойду. Если голова моя ляжет, о своих там и мы свои сложим». И исполнилась Русь, и была сеча великая, и одолел Святослав, и побежали греки, и пошел Святослав ко граду, воюя и грады разби-вая».
Лавиной покатился вал северян, повергая в прах цветущие города. Константинополь оцепенел от страха. Жителям казалось, что убиенный император с того света призвал жестоких мстителей и ужасное возмездие неотвратимо.
Наконец под Аркадиополем (современный Люле-Бургаз) движение русов было остановлено. И Иоанн, и Святослав оказались в сложном положении. Племянник Никифора, почувствовав удобный момент, поднял мятеж в Малой Азии. Святослав же отплыл из Тмутаракани всего с десятью тысячами бойцов, многие из которых полегли в кровавых битвах. В завязавшихся переговорах русы удовлетворились данью и признанием своих прав на Болгарию.
Несмотря на мирный договор, оба властелина не сложили оружия. Иоанн, расправившись с повстанцами, стал спешно стягивать со всей империи войска, а Святослав отправился за подкреплением на Русь.
Удаленность Руси для великого князя оказалась роковой. К его возвращению в Болгарию Цимисхий успел выбить русские гарнизоны из большинства городов и захватить основную часть страны. Тавроскифы оказались наедине с армией великой империи.
Византийский историк Лев Диакон в своих сочинениях с целью превознесения соотечественников часто выдавал желаемое за действительное. К русам он относился с неприязнью, но относительно воинов Святослава вынужден был признать:
«Войска сражались с непревзойденной храбростью. Росы, которыми руководило их врожденное зверство и бешенство, в яростном порыве устремлялись, ревя как одержимые... бой шел с переменным успехом, и до самого вечера нельзя было определить, на чью сторону склоняется победа».
На закате дня отличилась закованная в броню императорская конница. Эти средневековые танки в конце концов вытеснили пехотинцев-русов с поля боя за городские стены. Если византийцы получали свежие подкрепления, то силы русов таяли. Нужно было искать выход из создавшегося положения. На собравшемся военном совете Святослав сказал:
«Погибла слава русов, что без крови давала победу над целыми странами, если уступим позорно ромеям. Проникнемся же прадедовым мужеством. Ибо не пристало нам спасаться бегством. Либо победим, либо умрем со славой!»
В пятницу 21 июля русы вышли в поле и изготовились к решительному сражению. Все окрестные народы знали, что презирающие смерть тавроскифы не сдаются врагам живыми. Но и от них ждать пощады также не приходилось. Ощетинившись копьями, русые великаны бросились на врага. Когда, не выдержав чудовищного натиска, византийская армия побежала, император с последними резервами бросился в гущу боя. Он сумел остановить беглецов и за собою увлечь их на русские мечи.
Помощь ромеям пришла неожиданно. Поднявшийся ураган стал дуть в сторону воинов Святослава и забивать им глаза пылью. Напор русов ослаб, и оправившиеся ромеи начали теснить их к крепости. Вновь отличилась броненосная конница. Наступившая ночь разъединила сражавшихся.
Избежавшие, казалось, неминуемого поражения ромеи связали свое спасение с заступничеством святых и даже много лет спустя продолжали на 21 июля служить благодарственные молебны. Восход солнца встречен был ими с тревогой. Дористол по-прежнему оставался неприступным, а двадцать две тысячи витязей под главенством неукротимого вождя таили угрозу новой бойни.
Из империи Иоанн получил тревожные вести - мятежи, заговоры, набеги врагов нарушали покой страны. Радости императора не было предела, когда ему сообщили о прибытии посланцев от великого князя. В этот же день был подписан мир на почетных для русов условиях. Вскоре колонны тавроскифов, снабженных ромеями на обратную дорогу провиантом и нагруженных богатейшей добычей, покинули Дористол.
Войско ушло по дороге на Киев, но Святослава с ним не было. С личной дружиной он вернулся в Тмутаракань, где провел, вынашивая новые планы, зиму. Но им не суждено было сбыться.
Когда по весне повелитель русов отправился к сыновьям, нанятые Цимисхием печенеги уже поджидали его у порогов. Так погиб Святослав Великий. Князь степняков Куря оковал его череп золотом и сделал из него пиршественную чашу.
В следующем веке русы печенегам отомстили, полностью их истребив.

Поделиться с друзьями:
загрузка...


Комментарии:
Нет комментариев :( Вы можете стать первым!
Правила: В комментариях запрещено использовать фразу 'http', из-за большого кол-ва спама
Добавить комментарий:
Имя или e-mail


Последние статьи:

Реклама:
Контакты администрации сайта :