UNBELIEVABLE.SU | ||||||
Войны Загадочные и интересные места/открытия Загадки прошлого Сокровища и пираты Загадки животного мира Личности/народы Катастрофы Праздники и обычаи Религия/Вера Искусство Медицина Высокие технологии НЛО/пришельцы Загадки космоса Истина
|
Поделиться с друзьями:
Изобретения генерал-майора Георгия Иосифовича ПокровскогоКак протекает любой творческий процесс? В чем основное чудо творения? Когда вдруг мобилизуются все духовные силы человека на решение задачи, может быть, даже еще не совсем ясной самому творцу.Все эти вопросы, в чем-то таинственные, скажу больше - колдовские, встают в период, который мы называем вдохновением. Будь то в области науки, техники, искусства. Вдохновение овладевает творцом (именно творцом) в звездные часы созидания. Сегодня мы расскажем о человеке, у которого вдохновение осуществлялось одновременно в нескольких областях его творческой жизнедеятельности. Печально сознавать, что его уже нет среди нас. Но творческий метод этого человека заставляет нас снова возвратиться к нему и глубоко задуматься. Скорее всего три основные черты были характерны для этого удивительно талантливого человека. Эти черты проявлялись во всех случаях, когда перед ним вставала необходимость искать то или иное решение в самых сложных вопросах и ситуациях. Искать и обязательно находить - вот его лозунг. Каковы же эти черты?
Все это звучит почти неправдоподобно, если напомнить, что мы будем говорить о генерал-майоре технических войск, профессоре Георгии Иосифовиче Покровском - крупнейшем теоретике в области взрыва, сверхзвуковой авиации, энергетики. Но одновременно он был незаурядным художником и поэтом. На протяжении многих лет нашего близкого знакомства я неизменно наблюдал, как научная проблема, обуревавшая душой ученого, тут же переходила на полотно художника, а в некоторых случаях внедрялась и в его стихи. Георгий Иосифович был необыкновенно талантлив во всех областях своей официальной и далеко не официальной деятельности. Достаточно сказать, что его острый ум немедленно раскрывался у самих истоков проблемы. Он как бы склонялся над колыбелью новорожденной темы, наделяя ее совершенно нетрадиционным решением. Тонкопленочная башня - невесомый лифт в космос Генерал Покровский один из первых рассчитал критическую массу урана, необходимую для осуществления цепной реакции. И сделал он это, казалось бы, совсем элементарным образом. Он рассчитал толщину слоя, в котором испущенный нейтрон обязательно встретит новое ядро, и определил критическую массу точнее, чем тогдашние ядерщики. Она оказалась почти в десять раз меньше ранее предполагаемой. Покровский впервые предложил так же изотопную пушку в качестве запала при атомной реакции. И было это незадолго до начала второй мировой войны, когда атомная техника только-только зарождалась. Куммулятивные артиллерийские снаряды, применяемые советской армией и практически решившие исход знаменитой Курской танковой битвы, - научное детище генерала Покровского. Впервые появившиеся куммулятивные снаряды поражали броню немецких танков, вызвав полное смятение в бронированной армаде противника. Плотина в горах - втрорая природа, созданная человеком Георгию Иосифовичу принадлежит теория направленного взрыва. В этом случае огромные массы горной породы перебрасываются взрывом в нужном направлении. Практически такой взрыв колоссальной мощности был осуществлен при сооружении насыпной плотины в районе Медео. Плотина навсегда предотвратила опасность прорыва селевых потоков на Алма-Ату. Мгновенный взрыв обрушил в ущелье миллионы тонн грунта, перекрыв горловину. Помнится, Покровский получил тогда Государственную премию за свои точные расчеты направленного взрыва. Но романтик в новой области науки пошел еще дальше. Он предложил исключительно смелый проект перекрытия Берингова пролива плотиной, созданной серией направленных атомных взрывов. По прогнозам ученого, такая плотина, перекрывающая холодные течения, спускающиеся из Ледовитого океана, должна превратить климат Приморья в средиземноморский. Оставим экологическую целесообразность подобных проектов на совести ученого. Однако предложение это привлекло в свое время внимание деятелей многих заинтересованных стран. И интересно, что сразу же одна из картин Георгия Иосифовича воспроизводит этот феерический акт глобального масштаба. Исключительно интересные уникальные исследования Покровского по моделированию гидросооружений с расчетом на будущее - на десятилетия и даже столетия. Ученый предложил весьма простую вещь - раскручивать живую модель заполненной водой плотины на центрифуге. В этом случае просачивание воды сквозь тело плотины ускоряется в десятки, сотни раз, как бы соответствуя времени существования сооружения, растянувшемуся на грядущие годы. Трансконтинентальный лайнер Подобный анализ модели позволяет выбрать наиболее устойчивую форму плотины и состав грунтов, ее образующих. Работая над динамической моделью, Георгий Иосифович рисует прекрасный пейзаж с изображением плотины необычной формы. Решая проблемы искусственной гравитации, Покровский впервые в нашей стране занимается проблемами использования невесомых сооружений. Надувные конструкции, впервые предлагаемые ученым, явились реальным прообразом почти невесомых зданий, нашедших ныне широкое распространение во всем мире в виде надувных складов, спортивных и зрительных залов, бассейнов и т. п. Огромные поверхности перекрываются без опор только за счет небольшого избытка давления внутри помещения, находящегося под пленкой. Сам же ученый смотрит значительно дальше. На его картинах гигантские надувные космические башни, прозрачные «пузыри», целиком перекрывающие жилые поселки в Арктике,- все это будущее новой техники строительства. Будучи профессором Военно-воздушной академии, Покровский занимается проблемами сверхзвуковой авиации. Его замечательные картины, изображающие самолеты новых форм в полете, - не чертежи, не схемы, а подлинное произведение искусства. Но ведь одновременно это зрительное воплощение его теоретических разработок. Глядишь на воздушные машины с крылом обратной стреловидности и невольно вспоминаешь прекрасное определение, высказанное некогда генеральным конструктором О. К. Антоновым: «Некрасивый самолет не полетит!» Такой-то полетит!.. Обязательно! Не знаю почему, но я уверен в том, что эти вдохновенные картины подлинного художника помогали ученому в его работе конструирования. И нам еще предстоит разобраться: где граница между чистым искусством и научно-техническим творчеством? У подлинного творца она, видимо, стирается. В этом еще больше убеждаешься, когда знакомишься с картинами Г. О. Покровского, посвященными космосу. Вот один из проектов далекого будущего. Безусловно, он родился в голове фантаста - человека с раскованным воображением. Здесь и свободно висящее в пространстве кольцо вокруг планеты. Здесь и поток энергии, передаваемой на Землю из космоса с помощью мощного лазерного луча. Здесь и сферическая картина, открывающаяся глазам космонавта с солнечным восходом у горизонта и пепельным сиянием городов в еще не ушедшей с планеты ночи. Но главное здесь в другом. Художник-ученый передает нам картину далекого будущего не как голый вымысел фантаста, а как прообраз грядущего, основанный на точных научных знаниях. И здесь заслуга профессора-художника неоспорима. Космическая катастрофа Мы рады познакомить читателя в «нашей картинной галерее» с произведениями уникального художника. На примере его незаурядного творчества перед нашими глазами поднимается завеса, скрывавшая от нас великое чудо творческого процесса ученого XX века. Видимо, научно-техническое воображение его дополнительно вдохновлялось искусством. Невольно сознание переносит нас ко временам великого итальянца Леонардо да Винчи, сочетавшего инженерный гений с гением художника. И кто знает, куда занесло бы нашего генерала, если бы живопись стала для него основным источником вдохновения? Поделиться с друзьями: Комментарии: Нет комментариев :( Вы можете стать первым! Правила: В комментариях запрещено использовать фразу 'http', из-за большого кол-ва спама Добавить комментарий: |
Последние статьи:
|