UNBELIEVABLE.SU
Приведения/полтергейст

Войны

Загадочные и интересные места/открытия

Загадки прошлого

Сокровища и пираты

Загадки животного мира

Личности/народы

Катастрофы

Праздники и обычаи

Религия/Вера

Искусство

Медицина

Высокие технологии

НЛО/пришельцы

Загадки космоса

Истина

загрузка...

Реклама:
Рассчитаем ваши http://www.psbank.ru/ вклады под проценты и предложим лучший депозит на рынке.
Поделиться с друзьями:

Заколдованные клады Степана Разина

Заколдованные клады Степана РазинаОтец Степана - старый казак Тимофей Разя, участник многих войн и походов против турок и крымчаков, - умер в 1650 году, когда будущему атаману было всего 19 лет. Но, несмотря на возраст, характер его, как рассказывали старики, был резкий, крутой необычайно. Степан был умен, рассудителен и очень инициативен в боях.
Осенью 1652 года Степан подал войсковому атаману челобитную с просьбой, отпустить его из пределов Войска Донского на богомолье в Соловецкий монастырь к святым угодникам Савватию и Зосиме... По пути он дважды побывал в Москве.
Через шесть лет в 1658 году его включили в состав казачьего посольства, и он вновь побывал в столице. Царь Алексей Михайлович обсуждал с казаками вопросы, касающиеся защиты южных рубежей государства. Степан несколько дней провел в обществе царя и именитых бояр, будущих своих врагов: князя Долгорукого, Воротынского, Черкасского, Одоевского и стрелецкого начальника Матвеева.
Сам факт включения Степана в состав посольства, когда ему было 28 лет, говорит о том, что авторитет его был достаточно велик. Из документов известно, что Степан Разин был избран казачьим атаманом около 1662 года и командовал казаками в сражении при Молочных Водах. В мирное время он вел переговоры с калмыками, турками, татарами и, как уверяет людская молва, неплохо изъяснялся на этих языках.
Казалось бы, у атамана было все - почет, уважение казаков, достаток, семья, и тем не менее он все это оставил ради разбойной вольницы.
Много лет я собирал в поездках по Волге и Каме легенды и сказания о Степане Разине, их скопилось у меня изрядное количество. Среди них есть и такие, которые содержат народную версию о разинщине.
Говорят, что еще до Разина грабил на Волге проезжих купцов разбойник по прозвищу Ураков, пришедший, как говорит народная молва, из Ярославля... Именно к нему в шайку и пришел Степан Разин. Скоро, однако, он не поладил с атаманом...
Вот как описывает эту ссору народное предание.
Идет раз купеческий коч по Волге, атаман Ураков хотел его остановить, а Стенька кричит: «Брось, бедно!» Тот пропустил. Идет другое судно. Стенька снова кричит: «Бедно, брось!» Пропустили и в этот раз. То же повторилось и в третий раз.
Озлился Ураков и выстрелил в Стеньку из пистолета. А тот хоть бы пошатнулся! Вынул пулю из-за пазухи и подает Уракову: «Возьми, пригодится в другой раз». После этого Разин зарубил Уракова и сам стал атаманом на Волге.
В легендах и народных сказаниях история кладов Степана Разина начинается со времени его Персидского похода «за щипунами», который был предпринят в 1667-1669 годах. Тогда на стругах со своей ватагой Степан двинулся от Красного Яра к Гурьеву, затем на Дербент - Баку и далее в Персию на Орешт-Гилянь-Фарабад, прошел вдоль восточного побережья Хвалынском моря (Каспия) и вернулся к островам Дуванному и Свиному близ Баку. Затем после отдыха прошел на своих стругах мимо Астрахани к Черному Яру на Дон в Кагальницкий городок.
Людская молва опережала струги Степана Разина. Большая часть разговоров сводилась к тому, что Стенька ушел из Персии с великой добычей. Когда же разбойничья карьера Степана Тимофеевича закатилась и его самого выдал царским властям его же родственник Корнило Яковлев, тема кладов получила свое дальнейшее развитие.
В апреле 1671 года Степана и его брата Фрола привезли из Черкасска в Москву. Вожди мятежа были подвергнуты пыткам и 6 июня были казнены на Красной площади.
Степан держался мужественно, судя по всему, он давно подготовился к такому концу и даже ожидал его. Но Фрол Тимофеевич проявил слабость и прямо на плахе выкрикнул: «Государево слово и дело!»
В обмен на жизнь пообещал властям открыть места, где спрятаны клады с несметными богатствами.
Фрола повезли на Дон, где никаких кладов не нашли. Видимо, в родных местах брат атамана рассчитывал совершить побег из-под стражи с помощью знакомых казаков. Но это ему не удалось. Сопровождавшим его стрельцам он говорил, что запамятовал место клада, что не может найти положенный над сокровищами большой камень, то пещеру, то дерево. Эта игра продолжалась довольно долго, целых пять лет, пока властям это не надоело. По царскому приказу Фрола вернули в Москву и обезглавили 28 мая 1676 года на Болотной площади.
По народному поверью, разбогатеть от клада человеку трудно, так как большинство из них заговорены и без заклинаний в руки простому смертному не даются. Клады же Степана Разина, клады особые, ибо народная молва упорно считала и считает Разина великим колдуном.
Согласно народным преданиям, клады мятежного атамана спрятаны в землю на «человеческую голову» или «несколько голов». Чтобы их добыть, кладоискатель должен погубить «заговоренное» число людей, и тогда клад ему достанется без особых затруднений.
Иногда клад бывает на «счастливого», но это бывает очень редко. Тогда знак клада является в виде черной кошки или собаки. В этом случае человек должен идти за такой кошкой и, когда она остановится и замяучит, не оплошать, ударить ее изо всех сил и сказать: «Рассыпься!» А потом в этом месте копать.
Еще рассказывают, что у кладов Степана Разина слишком трудные условия заговора. Вот одна из таких легенд...
Шло раз по Волге судно, а на нем один бурлак хворый был. Видит хозяин, что работать бурлак не в силах, дал ему лодку и ссадил в горах.
«Иди, - говорит, - куда-нибудь выйдешь, а кормить тебя даром не хочу. Кто тебя знает, выздоровеешь ты или нет»...
И пошел бурлак по тропинке в лес, еле тащится. Ночь пришла, зги не видно. Вдруг вроде впереди огонек мелькает. Пошел бурлак на него и вышел к землянке. А в землянке сидит старик, волосатый весь и седой-преседой.
Попросился бурлак переночевать - тот сперва не пускал, а после говорит: «Пожалуй, ночуй, коли не боишься». Бурлак подумал: «Чего бояться-то? Разбойникам у меня взять нечего». Лег и заснул.
А утром старик и говорит: «А знаешь ли ты, у кого ночевал и кто я?» «Не знаю», - говорит тот. «Я - Стенька Разин, великий грешник - смерти себе не знаю и здесь за грехи свои муку терплю».
У бурлака хворь как рукой сняло - стоит, слушает старика. А тот продолжает: «Далеча отсюда, в земле с кладом ружье зарыто, спрыг-травой заряжено, - там моя смерть. На вот тебе грамотку, и дал старик запись на богатый клад - зарыт он был в Симбирской губернии»... (Упоминание о губернии указывает на время появления легенды - не ранее петровского времени, то есть XVIII века. Здесь интересно то, что указано место клада и утверждается, что клад очень богатый.)
«Зарыт клад в селе Шатрашанах, и столько казны в нем было, что по сказу бурлака можно было Симбирскую губернию сорок раз выжечь и сорок раз обстроить лучше прежнего. Все было прописано в той грамотке - сколько чего и как взять.
Первым делом часть денег по церквам и по нищей братии раздать, а после взять и из ружья выпалить, да сказать три раза: «Степану Разину вечная память!» - тогда в ту же минуту умрет Стенька и кончились бы его мучения - муки.
Да не случилось этого. Не дался клад бурлаку. Человек он был темный, грамоты не знал и отдал запись в другие руки - клад в землю и ушел...»
В народе до сей поры сохранилось много мест, связанных с памятью атамана Степана Разина, особенно на правом берегу Волги, и туристам экскурсоводы часто показывают «Стенькины бугры». Возле деревни Банновуки, между селом Золотым и устьем Большого Еруслана (Саратовская область) обрыв к Волге носит название «Бугра Стеньки Разина». Местные жители уверяют, что еще в начале века при закате солнца, когда тени длинные, на бугре можно было различить очертания ямы, где якобы была у Разина «канцелярия».
«Костей человеческих много в ней находили», - добавляют они. По местному преданию, Разин долго жил на этом бугре в роскошном шатре со своей ватагою. Здесь же, по преданию, он спрятал один из своих кладов.
Теперь уместно задать вопрос: есть ли достоверные сведения о найденных кем-либо кладах Степана Разина?
В «Донской газете» за 1875 год (№88) помещена была заметка из семейного архива Карасевых под названием «Старинные отыскиватели кладов». В ней сообщалось о попытке добыть клад Степана Разина.
«Донос наказного атамана Кутейникова на бывшего атамана Иловайского, который обвинялся в употреблении казаков на работы по своему имению и для рытья клада под надзором новочеркасского полицмейстера Хрещатицкого».
Из дознания обнаружилось, что действительно рытье клада производилось в 1824 году с июня по октябрь. Поводом к тому послужила жалоба двух лиц Иловайскому на одного казака, не дозволявшего рыть клад.
Казака вызвали к атаману. Оказалось, об этом кладе есть предание. Еще до взятия Астрахани на том месте, где нынче сад казака Масленникова, жило 9 партий охотников-разинцев. Добытые ими сокровища они спрятали в тринадцати (?!) погребах, вырытых на глубине 16-17 саженей (ок. 34 м.). Среди них под землей же устроена была церковь, в которой висела атаманская булатная сабля с 24 в ней драгоценными камнями, освещавшими церковь и погреба.
Это предание увлекло и самого Иловайского. Он велел рыть в земле коридоры, полагая, что открытые таким образом сокровища были бы весьма хорошею услугою государю-императору.
Рытье клада остановлено было Кутейниковым. С конца прошлого века кладами Степана Разина интересовался И. Я. Стеллецкий, который сделал интересные записи.
«Одного помещичьего добра схоронил Разин близ своего утеса на 10 млн. рублей. В 1914 году в Царицыне у церкви Троицы провалилась гора на 4 м в глубину. На дне провала оказались гробы и скелеты (видимо, «заговоренные» под несколько человеческих голов клады Разина имеют под собой почву?). Обнаружилось, что это провал над тайником Степана Разина, идущий от названной церкви до самой пристани на Волге, куда приплывали «расписные Стеньки Разина челны», груженные драгоценной добычей.
Добычу свою зарывал он в том самом тайнике. О кладе Разина близ его знаменитого утеса широко разнеслась молва. Один офицер в отставке Я-в в 1904 году рылся в старинных бумагах своей покойной бабушки и нашел в них замечательный документ - подлинную кладовую запись Степана Разина на спрятанные близ утеса сокровища. Я-в произвел в указанном месте раскопки и действительно открыл целую сеть подземных галерей с мощными дубовыми распорками. Предстояли дальнейшие поиски и раскопки, но точку поставила русско-японская война. Я-в был взят на войну, откуда не вернулся.
В 1910 году объявился новый претендент, на этот раз старый казак, 63 лет, есаул из области Войска Донского Ш-кой. По-видимому, к нему в руки попала кладовая запись убитого в Маньчжурии Я-ва. Ш-кой явился в Петербург и представил куда следует чрезвычайной убедительности документы. В «сферах» они произвели целую сенсацию. Весть о кладе облетела в 1910 году девять газет».
Письмо Степана Разина
Прелестное письмо Степана Разина

Следует сказать, что в материалах Архива И. Я. Стеллецкого, ныне находящихся в ЦГАЛИ СССР, есть и другие записи о попытках раскопать клады Разина.
«Существует также курган Стеньки Разина, огромный, в 100 м высоты, в кургане имеются подземные ходы. Известна в Саратовской губернии Стенькина пещера в Стенькином овраге на реке Увековке. В 60-е годы ее осматривал историк В. Крестовский, она вымурована татарским кирпичом, найдены монеты и вещи татарского обихода...
Некто Ящеров в 1893 году разыскивал клад Степана Разина в Лукояновском уезде Нижегородской губернии в четырех из двенадцати его становищ по реке Алатырь. В 1893 году он добыл кладовую запись, проверенную на месте, и в 1894 году начал хлопоты в Петербурге о разрешении ему кладоискательства. Императорская археологическая экспедиция разрешила ему поиски сперва на два дня, потом на десять дней. Но настала зима, и поиски были отложены до лета. Тем временем через полицию и сельских старост сел Печи и Михайловки были собраны сведения об обширном подземелье на глубине 22 сажень с дубовыми дверями, запертыми железными засовами и замками. Выход из него должен быть в овраг, находящийся за околицей села Печи. Подземелье, видимо, имело вентиляционную трубу. В эту трубу провалилась лошадь во время пашни задними ногами. Образовалось отверстие размером с обыкновенное колесо. В отверстие спустились два смельчака. Первый, будучи вытащен, со страху лишился языка и умер в ту же ночь. Другой, местный псаломщик, на той же глубине пробыл несколько минут, по его словам, ему так стало жутко в неизвестном и мрачном подземелье, что он еле смог дать знать, чтобы его вытащили. Он-то и сообщил о виденных им там дверях».
Наконец, можно рассказать еще об одном эпизоде. Участник Великой Отечественной войны капитан I ранга Г. И. Бессонов поведал, что во время жарких зимних боев в районе Сталинграда, после налета бомбардировщиков, осыпался берег Волги. Случайно кто-то из бойцов обратил внимание, что вверху обрыва оголилось несколько старинных чугунных пушек, сложенных плотно вряд.
Дульная часть одной из пушек, сильно проржавевшей, скололась, и из нее по откосу высыпались золотые браслеты, серьги, жемчуг, перстни, серебряные и золотые предметы, которые довольно быстро разошлись по рукам. Прошел слух, что это клад «волжских разбойников», а возможно, самого Степана Разина. Кое-кто попытался извлечь пушки из мерзлого грунта, но это оказалось трудным делом. К тому же участок простреливался противником. А скоро после очередной бомбежки берег осыпался, обильно пошел снег...
Бои шли тяжелые. Началось наступление на группировку Паулюса, и о кладе быстро забыли...
Следует сказать, что в рассказе фронтовика присутствует важная историческая деталь: достоверно известно, что часть добытых драгоценностей атаман прятал в старые «порченые» пушки, забивал стволы кляпом, закапывал на берегу Волги, ставил памятный знак или ориентир, а само место и описание его заносилось в «грамотку» или «кладовую запись», чтобы при необходимости место можно было быстро найти.
Понять, почему Разин вынужден был закапывать ценности в землю, несложно. В руках у разинцев зачастую оказывались значительные богатства, но воспользоваться ими они не могли, поскольку постоянно находились в боях и походах. Они надеялись сохранить золото в земле до лучших времен. Увы, для многих из них лучшие времена не наступили.

Поделиться с друзьями:
загрузка...


Комментарии:
Нет комментариев :( Вы можете стать первым!
Правила: В комментариях запрещено использовать фразу 'http', из-за большого кол-ва спама
Добавить комментарий:
Имя или e-mail


загрузка...
Последние статьи:

Реклама:
загрузка...
Контакты администрации сайта :