UNBELIEVABLE.SU
Приведения/полтергейст

Войны

Загадочные и интересные места/открытия

Загадки прошлого

Сокровища и пираты

Загадки животного мира

Личности/народы

Катастрофы

Праздники и обычаи

Высокие технологии

НЛО/пришельцы

Загадки космоса

Истина

загрузка...

Реклама:
Поделиться с друзьями:

Самые дальние полеты на воздушных шарах

Самые дальние полеты на воздушных шарах«Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он от земли на такую высоту, что ничего уже не мог видеть внизу и пролетел, как муха, под самым месяцем так, что если бы не наклонился немного, то зацепил бы его шапкою. Однако ж, мало спустя, он ободрился и уже стал подшучивать над чертом».
Доведись Вакуле повторить сегодня, 150 лет спустя, свой знаменитый перелет на аппарате, названном в его честь изобретателем А. М. Рубайло, он страшно удивился бы. Судите сами. Корпус аппарата в профиль удивительно похож на летающие галушки большого их знатока и любителя, запорожца Пацюка, кстати, знакомого Вакулы, а, с другой стороны, в анфас — на бублик с дыркой. Да и как же иначе, если корпус, по описанию автора, выполнен в виде тора каплевидного сечения, то есть сужающегося к периферии по экспоненциальной кривой сечения: НЛО, да и только! Но в том-то и ценность изобретения А. Рубайло, что он открывает широкой публике секрет внутреннего устройства тарелки. А кому бы не хотелось разок заглянуть за стенку черного ящика? Сквозь нее мы видим торы, торы, и еще раз торы уменьшающегося диаметра и наполненные газом легче воздуха, может быть, и гелием, потому что водород, хоть и легче, но опасней. Из-за него-то и сгорел «Гинденбург».
Торы соприкасаются друг с другом мембранными, то есть газопроницаемыми стенками. Они пропускают газ из области высокого давления в зону низкого, пока не выровняется давление. В этом состоит новизна аэростатического аппарата (заявка № 4833503) — ведь надо же было догадаться заполнить сложное каплевидное пространство простыми элементами, что представляют собой торы. Такая задача до А. Рубайло не ставилась. Удачное сочетание нежных, легкопроницаемых оболочек с жестким, но легким корпусом из бериллиевых сплавов обеспечивает надежность летательного аэростатического аппарата.
В центральном гиперболоидном отверстии каплевидного корпуса установлены соосно электродвигатель, винт, а ниже за воздухоотражателем кабина и грузовая платформа. Кабина оборудована системами управления и всеми видами связи. Она, равно как и грузовая платформа, может опускаться и подниматься электролебедкой, как паук на паутине. Автор предусмотрел все: и солнечные батареи сверху корпуса, и аккумуляторы, и электрогенераторы, и даже такие мелочи, как лепестковую крышку снизу. В полете лепестки закрываются, как у цветка речной лилии перед дождем, при посадке раскрываются, как опоры Останкинской башни. Что еще? Струйные двигатели по периферии, питаемые сжатым воздухом от центрального винта; радиолокатор в виде перископа и еще тысячи мелочей, которые так необходимы экипажу во время полета: от еды и воды до туалета.
Да-а... такой всепогодный аэростат-автомат « Вакул A», пожалуй, посложнее в управлении, чем плутишка-бес, для которого было достаточно крестного знамения простодушного кузнеца Вакулы. Но его еще нужно строить, испытывать. Кто даст на это деньги? Пока их ищут, рассмотрим другой проект, который почти реализован, аэростат взлетел, но не полетел.
КУДА ДУЮТ ВЕТРЫ ЗЕМЛИ?
Удивительный проект «Ветры Земли». Замечательный экипаж из трех аэронавтов. Наш космонавт и художник, дважды Герой Советского Союза Владимир Джанибеков; американец Дон Мозес, конструктор и предприниматель, который посвятил себя полностью реализации проекта, и командир Ларри Ньюмен, бывалый летчик и воздухоплаватель.
По смелому замыслу оживших героев Жюль Верна, — облететь земной шар на аэростате, предполагается в качестве движущей силы использовать ветры земли. Как парусный корабль использует морские ветры для кругосветного путешествия, так и гигантский воздушный баллон способен следовать ветрам в верхних слоях атмосферы. Но задача, которую поставили перед собой аэронавты, посложнее одиссеевской: на баллоне парусность постоянна и неуправляема. На шаре не скомандуешь, как на корабле: «Поставить фок-и грот- паруса, спустить грот-бом-брамсели, поднять верхние кливера!» Маневрировать можно только высотой: «Сбрось былласт, добавь балласт!» Вот здесь-то отважные исследователи проявили находчивость: взяли в качестве балласта второй шар, наполненный воздухом. Воздуха вполне достаточно даже в верхних, разряженных слоях атмосферы. Подкачивая его компрессором в балластный шар, аэронавты увеличивают вес и опускаются, а стравливая, поднимаются в нужный воздушный поток. Но вот беда, соединенные вместе подъемный и балластный шары являют собой громоздкое сооружение высотой в 115 метров. «Некрасивая машина не полетит», — любил говаривать известный авиаконструктор и тоже художник О. Антонов. Как бы подтверждением тому является третий неудачный запуск аэростата «Ветры Земли». Первая попытка была сделана в 1991 году в местечке Рино, штат Невада. Тогда штормовой ветер разметал в клочья балластный шар, а вместе с ним и подъемный, причаленный к гигантской мачте. Старт отложили на следующий год. Уже в другом месте, подальше от Тихого океана, в штате Огайо, недалеко от города Акрона. Но намеченный на 19 ноября 1992 года старт снова не состоялся по той же причине. Ветер со скоростью два метра в секунду изодрал балластный шар, хотя и не столь жестоко, как ранее. Наконец взлетев там же 12 января сего года, аэронавты зацепились балластным шаром за холм.
Так куда же дуют ветры Земли? Может быть, они предупреждают отважных воздухоплавателей о больших опасностях в бездушных высотах? Скажем, раскачка в полете балластного шара может изрядно потрепать нервы аэронавтам. Или маневры по высоте. Представьте, что при изменении горизонтов один из шаров оказался в другом воздушном течении, в противоположном или под углом к тому, по которому только что еще плыли. Тогда связка разворачивается и наклоняется по равнодействующей сил. Перемена ветров при маневрах по высоте вызовет раскачивание гондолы и посильнее, чем шторм на море. Готовы ли аэронавты к морской болезни? Еще хуже, если злые игры ветров разорвут связку шаров. Где же выход? Он... в матрешке.
АЭРОСТАТ-МАТРЕШКА
Командир корабля Ларри Ньюмен имеет богатый опыт в воздухоплавании. За шесть дней августа 1978 года он перелетел Северную Атлантику на воздушном шаре «Дабл Игл П». Это был первый успех после тринадцати неудачных попыток других аэронавтов пересечь Атлантический океан. Успех был обеспечен надежной конструкцией аэростата в виде двух баллонов, заключенных один в другой. В центральном баллоне находился гелий, в наружный подавался горячий воздух от пропановой горелки. Компактная и надежная система еще раз подтвердила высокие летные качества в рекорде дальности полета на 8382 км через Тихий океан из Японии в Калифорнию осенью 1981 года.
Но есть еще более компактная конструкция аэростата из трех и более оболочек, вложенных одна в другую, подобно матрешке (заявка №2794415). Каждая оболочка служит пробкой по отношению к другой внешней. Поэтому достаточно загерметизировать только центральную, как остальные запирают по цепочке друг друга. Аэростат-матрешка компактен и очень надежен. Оболочки защищают одна другую от повреждений и утечек. Особенно это важно для гелия, самого текучего газа. Оболочки целесообразно наполнять газами в таком порядке: внутреннюю — воздухом (балласт), среднюю — гелием (подъемная) и внешнюю — воздухом (снова балласт).
Рассмотрим аварийную ситуацию: лопнул наружный шар. Ничего страшного. Средняя оболочка, несколько увеличившись в размерах — снято давление воздуха во внешней оболочке, — сохраняет подъемную силу, внутренняя служит балластом. Другой случай: из-за перенапряжений дал течь гелиевый баллон. Тоже ничего страшного. Весь гелий остался в аэростате, перемешавшись с воздухом внешнего шара. Возьмем крайний случай: обе оболочки, внешняя и средняя, пропускают газ. Тогда начнется снижение. Но тоже не волнуйтесь. Снижением легко управлять, стравливая воздух из балластных шаров.
Остается гадать, почему столь опытный воздухоплаватель, как Ларри Ньюмен, отказался от надежной, проверенной системы и выбрал связку шаров. Вот и цепляется нижний шар за землю.
Балласт, да и только, в прямом и в переносном смысле.
Покорение воздушного океана — благородная мечта всех романтиков. Облететь вокруг «шарика» мечтал наш Валерий Чкалов. Удалось Юрию Гагарину на корабле «Восток» 12 апреля 1961 года. 27 лет спустя, в декабре 1988 года, облетел земной шар за девять дней без дозаправки самолет «Вояджер», пилотируемый Диком Рутаном и Жанной Нигер. Потому и облетел, что был крайне красиво и рационально построен.

Поделиться с друзьями:
загрузка...


Комментарии:
Нет комментариев :( Вы можете стать первым!
Правила: В комментариях запрещено использовать фразу 'http', из-за большого кол-ва спама
Добавить комментарий:
Имя или e-mail


загрузка...
Последние статьи:

Реклама:
загрузка...