UNBELIEVABLE.SU
Приведения/полтергейст

Войны

Загадочные и интересные места/открытия

Загадки прошлого

Сокровища и пираты

Загадки животного мира

Личности/народы

Катастрофы

Праздники и обычаи

Религия/Вера

Искусство

Медицина

Высокие технологии

НЛО/пришельцы

Загадки космоса

Истина

загрузка...

Реклама:
Отдавайте своего ребенка в школу с платной услугой образования в начальных классах.
Поделиться с друзьями:

История роботехники

История роботехникиРобот... Этот термин известен сегодня во всем мире. Кто не знает роботов, будь то машина, исполняющая человеческие функции, или механизм, внешне выглядящий человекообразным. Слово «робот» родилось в 1920 году: так чешский писатель Карел Чапек в своей пьесе «R.U.R.» назвал пока еще бездушную механическую человекоподобную машину. Родившись в спектакле, термин прочно вошел в технику, в быт, в литературу. Но подлинную душу вдохнул в робота значительно позже американский фантаст Айзек Азимов в своей книге «Я - робот». В этом произведении впервые были сформулированы три закона робототехники:
- Робот не может убить человека;
- Ни один робот не может принести вреда человеку своим бездействием или допустить, чтобы человеку был нанесен ущерб;
- Робот обеспечивает свою собственную безопасность.
Так бездушное механическое существо приобрело душу, чтобы навсегда вступить в творческую связь со своим создателем.

Господь Бог создал человека по своему подобию.
Не потому ли и мы, люди, стремимся создать механических братьев наших тоже по своему подобию. Я говорю о роботах. Не о тех, что делают порой человеческую работу, оставаясь ящиками или откровенно электронным механизмом с человекоподобной рукой-инструментом. Я говорю о тех роботах, которые, рожденные человеческой мыслью, пытаются во что бы то ни стало сохранить облик своего создателя.
С далеких времен конструкторы, изобретатели и умельцы стремились придать человекоподобность своему механическому детищу. Это сходство неизменно поражало и потрясало зрителя: — Смотри, машина, как человек!
Еще в конце XVIII века в швейцарской деревушке Шо де Фон, в семействе часовщика Пьера Дро было создано несколько замечательных механизмов, подражающих движению человека. Заводной механический писец ростом с пятилетнего ребенка, сидя на скамеечке перед небольшим столом, аккуратно выписывал несколько фраз на листке бумаги. Он макал гусиное перо (стальных еще не было) в чернильницу, закончив каллиграфическую надпись, сделанную с нажимами, крохотный человечек посыпал написанное песком для просушки чернил, а затем стряхивал его. Голова писца двигалась в такт написанного, словно он критически следил за своей работой.
Робот Пьера Дро - писец (XVIII век)
Андройд Пьера Дро "Писец" (1770 год)

Внутренности механического робота-писца XVIII века
Механическая начинка "писца"

Позже вместе со своим сыном Андре часовщик построил сначала механического художника, рисовавшего несколько портретов по выбору, а затем и механическую музыкантшу, бойко исполнявшую несколько пьес на клавесине.
Рисунок робота XVIII века
Один из профилей, рисуемых заводным художником

Эти первые подобия человека были названы «андройдами» (от греческого «человекоподобный») и пользовались невероятным успехом у зрителей во время гастролей механиков по Европе.
Тончайшие часовые механизмы, кулачковые валы и мощные пружины обеспечивали хитроумную работу заводных, как часы, андройдов, ставших техническим шедевром своего времени.
В знаменитом Музее науки и техники в Мюнхене и поныне хранится механический трубач — детище механика Иоганна Кауфмана. Музыкант играет несколько довольно сложных пьес на трубе. Был он создан в 1810 году и действует по настоящее время. Но в основе его были те же зубчатые колеса, рычаги, кулисы и пружины для заводки.
Лишь в 1920 году впервые для создания человекообразного робота «Телевокс» инженером Венсли было применено электричество. Грубое подобие человека выполняло распоряжения своего создателя по свистку. Венсли подбирал соответствующий код и высоту тона для того, чтобы вызвать разные действия робота.
Телевокс мог уже говорить — в него была вставлена звуковая кинопленка, — при определенной команде робот произносил несколько фраз. Однако двигательными способностями он еще не обладал. Отзываясь на свистки, робот включал электрические механизмы, производившие соответствующую работу: открывались двери, подключался телефон, работал вентилятор, пылесос и т.п.
Робот Венсли - Телевокс (1920 год)
Первый электрический робот "Телевокс" инженера Венсли, выполнявший команды по свистку

Только через десять лет английский профессор физики Гарри Мей построил робота «Альфа», который управлялся голосом, мог двигаться, отвечать на вопросы и телефонные вызовы и даже мог стрелять из пистолета, всаживая пули почти в одну точку.
Внешне он походил на человека, закованного в латы. Имел нос, рот, глаза под сетчатыми очками и огромные уши, в которые были вставлены микрофоны.
В 1934 году «Альфа» совершил путешествие в Америку. Здесь он приводил в восторг американскую публику: робот вставал, садился, двигал руками, пальцами, головой, говорил, пел, раскрывая рот, отвечал на простейшие вопросы.
Робот Альфа (1930)
Робот "Альфа" профессора Г. Мея управлялся голосом (1930 год)

Пожалуй «Альфа», хорошо насыщенный техникой своего времени, больше всех походил на своего создателя — человека. Но он был технически прикован к своему креслу и весил почти две тонны. С таким заводным «братцем» ужиться, говоря откровенно, было трудновато. Естественно, он был создан для рекламы, однако заставил конструктора изрядно поломать голову при своем создании. И не без пользы для общего процесса развития электроники — при конструировании решались сложнейшие проблемы общего назначения.
После второй мировой войны развитие роботостроения пошло усиленными темпами. Роботы различных конструкций и назначений посыпались как из рога изобилия. И в основном по двум направлениям: роботы, исполнявшие человекоподобную работу на производстве, на конвейере, в цеху, но не похожие на своего создателя-человека. Эти производственные роботы достигли высочайшего совершенства на пути автоматизации промышленности.
Человекообразные роботы - их тоже много — создаются в основном для рекламных или экспериментальных целей.
Пожалуй, ни одна крупная выставка не обходится сегодня без рекламных роботов, которые приобрели ныне подвижность, широкую программу возможностей действовать, говорить, отвечать на вопросы, запоминать и реагировать соответствующим образом на интересы зрителя.
Электронное подобие человека не стремится полностью походить на своего создателя. Скорее является его своеобразной схемой, однако обязательно обладает элементами подобия человеческого существа: головой, руками, ногами, в некоторых случаях глазами, возможностью говорить и слышать.
Это что-то вроде карикатуры на живое существо, которое может делать свыше сотни различных движений.
Трудно перечислить начинку современного подвижного робота — это целая лаборатория, насыщенная сервомоторчиками для движения рук, ног, головы, пальцев, сигнальными блоками, магнитофонами, динамиками, блоками памяти и еще многими приборами и аппаратурой.
Достаточно взглянуть на трехпалую руку робота, разработанную в специальной лаборатории роботов японской фирмы Хитачи, чтобы ощутить всю сложность решаемой проблемы. Механическая рука робота — подлинное чудо техники и электроники. Хотя рука трехпала или четырехпала, она почти полностью повторяет все возможности человеческой руки. Может захватывать любые предметы, зажимая их с различной силой соответственно с весом и прочностью вещи. Может нажимать клавиши, кнопки и даже играть на рояле.
Трехпалая роботизированная рука Hitachi
Эта механическая рука, созданная японской фирмой "Хитачи", почти полностью копирует действия человеческой руки.

Но ведь рука — это лишь один из элементов робота, братски спорящего с человеком. Существуют роботы, оборудованные тончайшей оптикой, позволяющей считывать буквы, цифры, нотные знаки.
На всемирной выставке в Японии ЭКСПО-85 всеобщее внимание привлек робот-пианист конструкции японского инженера Иширо Като из университета Вазеда. Электронное подобие человека читало ноты с помощью объектива и соответственно нажимало на клавиши рояля пятипалыми руками, проигрывая довольно сложные музыкальные пьесы.
Подлинным чудом представлялся этот демонстративно обнаженный механизм, сработанный под человека, но с квадратной головой и железными руками. Ведь он совершал головоломную работу: считывал электронным глазом ноты, превращая световые значки в соответствующее движение пальцев и рук, воспроизводящих музыку нажатием на клавиши.
Японский робот-пианист 1985 г.
Робот-пианист японского производства с выставки "ЭКСПО-85". Он играет пьесы с нотного листа.

Не менее трудную работу делал робот-художник, изготовленный известной фирмой «Панасоник».
Хотя он был однорук и ничем не походил внешне на человека, робот рисовал фломастером на наклонном листе ватмана портрет, вглядываясь электронным оком в лицо позирующего.
Можно представить себе какую сложную работу проделывала машина, перенося штрихом на лист бумаги неоконтуренные черты человеческого лица! До человекоподобия ли здесь «заводному брату» и художнику?..
Робот-художник фирмы Panasonic
Электронный художник фирмы "Панасоник" не только копирует известные картины, но рисует портреты непосредственно с заказчиков.

Робот-скульптор — это вполне возможно.
Франсуа Дежур из Лиможа предложил использовать широкоизвестный в технике аппарат, созданный французскими инженерами для автоматического воспроизводства гипсовых орнаментов и объемных украшений.
Новый аппарат напоминает сушилку для волос, вращающуюся вокруг головы человека, чья скульптура заказана. Тончайший лазерный луч скользит по лицу, фиксируя все черты человека в электронной памяти робота. Вся операция занимает не более минуты.
Полученные данные передаются на станок, который резцом обрабатывает материал, скульптуры: камень, гипс или дерево. Увы, мрамор слишком хрупок для механической обработки.
Окончательную доводку скульптуры производит рука художника. Подобное искусство уже получило свое название — сверхреализм.
Кстати, об облике современного робота. Чаще всего он бывает подчеркнуто карикатурен. Примером тому рекламный робот 1986 года, созданный американским конструктором Клэйтоном Бейли. Автор демонстративно посмеивается над двоюродным братом своим: «Помните, это машина!» Достаточно обратиться к небольшой галерее портретов роботов, чтобы убедиться в сказанном — ни одного человеческого лица, все под человека!
Робот К. Бейли 1986 года
Рекламный робот американца К. Бейли - добрая, но все же пародия на своего создателя (1986 г.)

Но бывают попытки создать облик робота на уровне известной статуи Пигмалиона, в которую по знаменитой пьесе Бернарда Шоу влюбился ее создатель - скульптор. Примером тому робот-красавица под названием «Метрополис», рожденная техническим и творческим талантом дизайнера Георгия Мерадера. Это подлинный символ нашего технизированного времени — своеобразная Венера двадцатого века, правда, наделенная могучими механическими руками. Как известно, у статуи Венеры Милосской руки вообще отсутствуют...
Но, может быть, современный символ, наделенный железными руками, более соответствует образу трудовой женщины наших дней? Видимо, автор подумал об этом, проектируя красавицу.
В заключение мне хочется поблагодарить нашего голландского друга, журналиста Крита Титуляра за представившуюся возможность воспользоваться иллюстрациями из его книги «Хет роботек» для украшения настоящей статьи.

Автор - Василий Дмитриев

Поделиться с друзьями:
загрузка...


Комментарии:
Нет комментариев :( Вы можете стать первым!
Правила: В комментариях запрещено использовать фразу 'http', из-за большого кол-ва спама
Добавить комментарий:
Имя или e-mail


загрузка...
Последние статьи:

Реклама:
загрузка...
Контакты администрации сайта :