UNBELIEVABLE.SU
Приведения/полтергейст

Войны

Загадочные и интересные места/открытия

Загадки прошлого

Сокровища и пираты

Загадки животного мира

Личности/народы

Катастрофы

Праздники и обычаи

Религия/Вера

Искусство

Медицина

Высокие технологии

НЛО/пришельцы

Загадки космоса

Истина

загрузка...

Реклама:
Поделиться с друзьями:

Кругосветные путешествия на воздушных шарах

Кругосветные путешествия на воздушных шарахВсе произошло достаточно неожиданно. Владимир Джанибеков позвонил мне поздно вечером и сообщил:
— Приезжайте завтра к двенадцати на дачу. Познакомлю вас с одним из спутников по кругосветке. Хороший парень, сами увидите!
Ларри Ньюмен действительно оказался хорошим парнем. Худощавый, тренированный, он выглядел спортсменом в своей белой майке с короткими рукавами. На груди — зеленый с голубым символ грядущего путешествия и надпись- «Эрдевинд», что в переводе значит «Ветры земли».
Владелец «Ветров земли» ловко колол во дворе чурки на щепу, а Владимир Джанибеков, в ярко-красной клетчатой рубашке, хозяйственно колдовал возле очага, на котором стоял котел с будущим пловом.
Владимир познакомил нас. Выяснилось, что мой собеседник — летчик, капитан «Боинга-757» Западно-Американских воздушных линий, национальный чемпион сверхлегкой авиации и воздухоплаватель с мировым именем.
— За ним три мировых рекорда. Пересек Атлантику и дважды перелетел Тихий океан. И все на воздушном шаре. Впереди кругосветка. Как сострил когда-то Валерий Чкалов: «Махнем вокруг шарика». Сегодня Ларри наш капитан. Я его заместитель. А третьего участника здесь нет. Это американец Дон Мозес. Он бизнесмен, состоятельный человек, дома дела. Приехать в Москву не смог.
Сидя за горячим пловом, мастерски приготовленным Джанибековым, мы постигаем сущность проблемы.

Итак, ребята затеяли грандиозное дело: используя атмосферные течения на разных уровнях вплоть до стратосферы, они собираются облететь планету на воздушном шаре.
Этого еще не хватало в эпоху сверхзвуковой авиации и космических ракет!
Идея появилась давно — почти восемь лет назад. Создавалась техника, изучались воздушные течения на разных высотах. Выяснилось, что и энергетическое кольцо вокруг Северного полюса замыкается. И вот идея созрела для воплощения. Участники будущего перелета только что вернулись из Америки.
В небольшом городке Окрон, штат Пенсильвания, находится самый большой в США ангар. Здесь уже собран чудо-шар. Проведены первые тренировки на нем. Даже не верится...
Наше застолье неожиданно прерывается. Прибыла телевизионная бригада Юрия Сенкевича, возглавляющего Клуб кинопутешественников. С ними телеоператоры из Америки. Сенсация...
— Как вы дошли до идеи перелета? — спрашивает Ю. Сенкевич.
Отвечает Ларри:
— Все предыдущие полеты — лишь подготовка к будущей экспедиции. Уверен в ее успехе.
Вопрос В. Джанибекову:
— Почему вы, космонавт и генерал, согласились принять участие в кругосветном перелете?
— Считаю идею полезной. Советская сторона постаралась придать экспедиции научный характер. Люблю только серьезные авантюры.
— По какому принципу формировалась команда? Вы рискуете, ваш перелет опасен?
Отвечает Владимир:
— Конечно, определенная степень риска существует. Однако она не так велика, как принято считать в космонавтике. Да и технически наш неуправляемый воздушный корабль оснащен на современном уровне. Мы впервые используем вместо традиционного балласта «гибкий балласт» в виде сжатого воздуха, накачиваемого из атмосферы. Это значительно упростит управление шаром, ведь накачиваемый и спускаемый из дополнительного баллона воздух имеет достаточный вес, чтобы стать своеобразным балластом. Эта гениальная идея принадлежит Ларри.
Во-вторых, — продолжает В. Джанибеков, — наша гондола герметична и непотопляема, если даже целиком заполнится водой. Она легко отсоединяется от воздушных шаров при посадке на поверхность океана — так безопаснее. В-третьих, за нашим шаром будет организовано круглосуточное слежение с помощью спутниковых средств связи. И если мы попадем в аварию, придут в действие все спасательные службы стран, над которыми проплывать в это время будет шар «Ветры Земли».
Владимир Джанибеков варит плов
"Пловмейстер" Джанибеков рад угостить своего друга Ларри

Еще долго звучит хрипловатый голос Сенкевича, пытающегося вникнуть во все тонкости экспедиции, как-никак путешествия — его тема.
Еще долго советские и американские операторы доснимают мелкие и крупные планы для своих хроник, выхватывая разнообразный интерьер дачи выдающегося космонавта: его авторские картины, сувениры, фотографии...
Еще долго пытается разобраться в своих проблемах женское общество: жена Ларри, Лиля Джанибекова и две его дочери — Инна и Оля.
А мы пытаемся, глядя со стороны, оценить масштаб будущего мероприятия, которое уже не за горами.
ОБРАЩАЯСЬ К ИСТОРИИ
Каждому событию предшествует своя история. Поразительно, что начало нашей истории просматривалось еще в детстве, когда мы листали книгу великого французского фантаста Жюля Верна. Разговор идет о перелете на воздушном шаре вокруг света за 80 дней. Диву даешься блистательности этой идеи. Она вдохновляла не одно поколение безумцев, стремившихся к установлению совсем не обязательных рекордов воздухоплавания. Но что поделаешь, тяга к смелым рекордам никогда не умирала.
Еще в 1859 году Джорд Ла Монтен построил для преодоления Атлантики гигантский по тому времени аэростат «Атлантик», к плетеной корзине которого была пристроена легкая шлюпка.
Воздушный шар успел пролететь всего 300 миль, попал в шторм и разрушился. Его пилот стал первой жертвой в трагической цепочке трансатлантических перелетов, многие из которых терпели неудачу как в прошлом, так и в нашем веке.
Только за последние десятилетия произошло несколько катастроф.
Поднявшись в декабре 1958 года с Канарских островов, воздушный шар «Смол Уорлд» («Малый мир») с четырьмя пассажирами пролетел на запад 1200 миль. Затем он попал в бурю и рухнул. Три недели К. Медке с женой Розмари и А. Элорд с сыном Тимом носились по волнам океана на крохотном плоту. Чудом они были выловлены проходящим кораблем.
В Атлантике погиб в 1970 году аэростат «Фри ленд» («Свободная земля») с братьями Р. и П. Андерсонами и М. Брайтоном.
Через три года Роберт Спаркс на аэростате «Янки Зефир», пролетев сутки с места старта, упал в штормовой океан. К счастью, его обнаружило, по пеленгу работавшей радиостанции, судно береговой охраны.
Новаторски сконструировал свой аэростат «Лайт Хирт» моряк Томас Гач. Воздушный корабль состоял из цепочки независимых баллонов, несущих на длинном канате пластмассовую кабину. Длительное время искали авиатора корабли и самолеты, но ни он сам, ни его воздушная конструкция не были обнаружены.
Что случилось с ним? То ли он умер от переохлаждения — ведь за бортом кабины минус 50°С. То ли лопнули в стратосфере баллоны с гелием. То ли он неудачно приводнился в бурном океане. Увы, океан надежно хранит свои тайны.
Ангар воздушного шара Эрдевинд
Ангар воздушного шара Эрдевинд

Три года потратил на подготовку воздушного корабля Чарлз Томас. Окрестив его «Спирит оф 1976» («Дух 1976»), Томас вылетел в Атлантику из Лейнхорста. На четвертые сутки его, с переломанными ребрами, выловил в океане советский теплоход «Декабрист». Третий помощник капитана Любимов заметил пилота, терпящего бедствие. Шторм прижал аэростат к воде, кабина отцепилась, воздухоплаватель вынужден был выпрыгнуть в воду с высоты 60 метров и, естественно, разбился, но выжил.
Почти что пересек океан на воздушном шаре «Сильвер Фокс» («Серебряная лиса») Эд Иост. В том же году, в октябре он был вынужден над океаном выпустить из шара гелий. Балласт кончился, ветер понес аэростат назад в океан. Всего шар пролетел 2530 км за 107 часов, побив все предыдущие рекорды воздухоплавания.
Особенно богат на перелеты был 1977 год.
Не долетел до Англии всего лишь 180 миль аэростат «Занусси». Приводнился, не завершив полета, воздушный шар «Игл» («Орел») с Ч. Стефенсоном и Д. Рейнхардом на борту.
В 800 милях от желанного берега перебрались на плот В. Абруццо и М. Андерсон с воздушного корабля «Дабл Игл» (жаргонное название золотой монеты ценою 20 долларов). Этот корабль исключительно грамотно проектировал уже известный нам Эд Иост. Потерпев фиаско, одержимые летчики не отказались от своей идеи пересечь Атлантику.
Вновь построили они аэростат «Дабл Игл II», пригласив в свою компанию пилота, нашего друга, Ларри Ньюмена. Аэростат имел центральный баллон с гелием и наружную оболочку, в которую накачивался горячий воздух от пропановой горелки. Это значительно увеличивало маневренность аэростата. Воздухоплаватели были одеты в костюмы космонавтов, имели кислородные приборы. Хорошо была оборудована всеми необходимыми приборами капсула аэростата.
И вот Атлантика наконец была покорена — в августе 1978 года.
— Как это осуществилось? — спрашиваем мы Ларри. — Вы были тогда на 12 лет моложе...
— Наш полет начался почти с неудачи, — рассказывает Ларри. — Когда утром 18 августа мы оторвались от земли, уже через четыре минуты сильнейший шквал заставил нас приземлиться. Но остановить нас было уже невозможно. Через 15 минут шквал затих. Мы продолжили полет, стремительно взмыв на целых пять километров.
Все, кроме погодных условий, шло по расписанию. Природа словно восстала. Нас бросали вниз нисходящие потоки, шар оледеневал, попадал в грозу, катастрофически теряя высоту. Чтобы спастись, сбрасывали даже оборудование. И все-таки через шесть дней нас донесло ветрами до Парижа. Это была победа!
После, — продолжает Ларри, — было два перелета через Тихий океан. Но это уже — «по проторенной тропке...». Тем более что и «Дабл Игл-V» был гораздо совершеннее. На нем я летел вместе с Ричардом Бренсоном — сегодняшним партнером.
Мы назвали наш новый корабль «Эрдевинд». В создании его применены новые принципы — надеюсь, успешно.
«ВЕТРЫ ЗЕМЛИ» (Эрдевинд)
Новый летательный аппарат — поразительное сооружение. Высота его 340 футов. Он составляется из двух гигантских баллонов. Верхний заполнен гелием и несет на себе герметичную кабину. Ниже ее, как бы перевернутый вверх дном, второй баллон Он заполняется обычным воздухом, который может закачиваться в прочную оболочку под определенным давлением с помощью компрессора или выпускаться из баллона через управляемый клапан. Для компрессора установлен двигатель в 10 л. с.
Нижний баллон играет роль неистощимого балласта, вес которого пополняется из атмосферы. Подкачал баллон — добавил балласта — «идем на посадку!». Стравил воздух через клапан — сбросил балласт — «взмываем вверх!».
Действительно, такого еще не бывало в истории воздухоплавания, это впервые. Очень остроумное решение!
Добавление гелия из специального баллона со сжатым газом и манипуляции с «гибким» балластом дают возможность активно регулировать уровень полета воздушного шара по необходимости.
А в этом он нуждается. Подъемная сила шара изменяется днем и ночью под воздействием солнечного тепла. Уровень полета надо выбирать в зависимости от дующих ветров — шар, совершая кругосветку, должен двигаться в заданном направлении. Таким образом, пилоты выбирают и скорость полета, и маршрут движения корабля.
Скорость перемещения воздушных масс, по наблюдениям синоптиков, будет меняться при перелете в разных слоях от 40 до 140 километров в час. Средняя высота полета около 12 км — здесь, в северном полушарии наблюдается наиболее выгодная роза ветров, обеспечивающая замкнутую кругосветку.
Общий вес летательного аппарата около 10 тонн. Следует учитывать запасы гелия — ведь ежесуточно почти 20 фунтов его надо пополнять из-за диффузии газа сквозь полиэтиленовую оболочку шара. Надо учесть также расход кислорода на трех человек при постоянном полете в стратосфере, расход горючего для компрессора, запас продуктов питания и воды. Ведь расчетная продолжительность экспедиции приближается к двум неделям, а запасы надо делать по меньшей мере на 45 дней. Вдруг воздушный шар попадет в штиль?
Остается добавить: капсула воздушного корабля сделана из легкого фибергласа, утеплена и полностью герметизирована. Здесь сосредоточены: навигационное оборудование, средства связи и все необходимое для жизни трех человек на протяжении полутора месяцев.
В ПОГОНЕ ЗА ВЕТРОМ
Да, полет будет постоянной погоней за ветром.
Поймать его, зацепиться — и пускай несет, сколько сможет, до новой «пересадки» в другой слой атмосферы. Ведь у шара не будет никакого другого стимулятора движения — только воля ветров.
Тщательно разработанная за десятилетия схема движения воздушных масс доказывает — кругосветный полет на шаре возможен.
Грядущий маршрут будет подниматься выше 42-й параллели северной широты. Это широта Нью-Йорка, Лондона, Рима, Тбилиси, Ташкента, Владивостока, Токио, Лос-Анджелеса. Именно здесь наиболее устойчивые ветра в стратосфере. Они как бы замыкают гигантское кольцо воздушных масс, вращающихся вокруг Северного полюса. Некая титаническая карусель, которая должна понести воздушный шар через горы, долы и океаны. Из штата Огайо в США, где предполагается старт, на восточную оконечность Канады, через Атлантику, а затем через всю Европу, весь Советский Союз и Японию к Тихому океану. Пересекая океан и Северо-Американский континент, шар приземлится где-то в районе старта.
Кабина аэростата Эрдевинд
Кабина аэростата Эрдевинд в полете

В пути ожидаются три штормовые зоны: в районе Канады, Японии и западных берегов Северной Америки.
Самая большая опасность, по словам Ларри, — это град. Он может повредить хрупкие оболочки. Но вряд ли воздухоплаватели столкнутся с этим природным явлением, пролетая на большой высоте. Кстати, она вообще безопаснее.
А ПОЧЕМУ БЫ НЕ ПОРАБОТАТЬ ВМЕСТЕ?
Ужe поздний вечер. Мы сидим у догорающего костра. Телевизионщики уехали, увозя с собой сотни метров ценной пленки.
Все настроены на лирический лад.
На вопрос, поставленный в начале главки, Владимир Александрович Джанибеков улыбается:
— А почему нет?.. Нас трое: русский, американец, англичанин. За нашей спиной три государства и новейшие достижения техники. Почему бы не вернуться к «первобытному» воздушному шару на новом уровне научно-технических знаний? Вернуться к романтике прошлого... Романтика всегда влекла человечество и зачастую вела его за собой. Мы работаем в трех последовательных сферах планеты: я — в космосе. Вот уже пять раз побывал там! Ларри Ньюмен — в воздухе. Он профессиональный летчик, командир тяжелого «Боинга». Ричард Брансон — на грешной земле, ворочает капиталами. Получается нормальное содружество профессий, стран и интересов. Это совсем в духе времени.
Наш перелет курируют две мощные космические организации: советский ЦУП и американская НАСА. И если вначале экспедиция носила только лишь спортивный характер, сегодня наша страна придала ей еще и научное направление. Во время кругосветного полета будет поставлен ряд научных экспериментов, проведены опыты и наблюдения.
К разговору подключается Ларри.
— Есть еще один вопрос: а будет ли в тесной кабине совместимо ваше тройное содружество?
— Здесь нет проблемы. Все мы трое — люди одного склада. Все мы романтики и одновременно профессионалы-летчики. Всех нас объединяет единое стремление сделать то, чего еще никто не сделал. Кроме того, в нашем интернациональном экипаже взаимно дополняются национальные черты двух великих народов. А это так необходимо сегодня всему человечеству. Итак, в новом году мы поднимаем паруса. Вперед и только вперед, хотя в общем-то и по кругу...

Автор - В. ДМИТРИЕВ

Поделиться с друзьями:
загрузка...


Комментарии:
Нет комментариев :( Вы можете стать первым!
Правила: В комментариях запрещено использовать фразу 'http', из-за большого кол-ва спама
Добавить комментарий:
Имя или e-mail


загрузка...
Последние статьи:

Реклама:
загрузка...
Контакты администрации сайта :