UNBELIEVABLE.SU
Приведения/полтергейст

Войны

Загадочные и интересные места/открытия

Загадки прошлого

Сокровища и пираты

Загадки животного мира

Личности/народы

Катастрофы

Праздники и обычаи

Религия/Вера

Искусство

Медицина

Высокие технологии

НЛО/пришельцы

Загадки космоса

Истина


Реклама:
Детальное описание чистка скважин на воду московская область тут.
Поделиться с друзьями:

Традиции Икэбаны

Традиции ИкэбаныС икэбаной, своеобразным японским искусством составление композиций из цветов, жителе нашей страны познакомились около 30 лет назад. Истории развития икэбаны в самой Японии насчитывает много веков. 14 столетий назад из Китая и Индии в языческую Японию проник буддизм. Он мирно ужился с языческими верованиями. Вместе с буддизмом прижилась и традиция подношения цветов статуе Будды во время совершения религиозных обрядов в храмах. В этой красивой традиции — отчасти истоки икэбаны. Со временем вместо простых подносов с цветами в храмах стали устанавливать композиции из растений в ритуальных сосудах.
Икэбана как искусство сформировалась около шести веков назад. Композиции стали создаваться мастерами не только в храмах, но и во дворцах императора и знати по случаю различных событий. В XVI веке выдающийся мастер икэбаны Икэнобо создал свою школу, которая стала впоследствии называться его именем. С Икэнобо связывают и появления стиля Рикка, что в переводе означает «стоящие цветы». Композиции этого стиля выполнялись по строгим правилам, были большими, 1,5—1,8 метра высотой, и очень трудоемкими. Растения не должны были опираться на края сосуда. Они группировались вокруг центральной ветки так, чтобы основание композиции выглядело как бы единым стволом.
Тогда же в Японии стал распространяться пришедший из Китая ритуал чайной церемонии, которая проходила в специальном помещении, где обязательно стояла композиция, выполненная в так называемом стиле Чабана («чайные цветы»). Композиции для чайной церемонии были очень скромными, чаще всего состояли из одного цветка в простой и неброской вазе.
В XVIII веке сформировался стиль Нагзире («брошенные в сосуд цветы»). Он отличался свободой от строгих канонов, характерных для стиля Рикка. Цветы в композициях, выполненных в стиле Нагзире, могли свободно опираться о края вазы.
В начале XX века мастер икэбаны Ушун Охара создал школу, которая стала носить его имя. Совершенно новым в ней было то, что Охара разработал композиции в низких вазах. До него в икэбане использовали только высокие сосуды. Низкие вазы позволяли делать композиции пейзажного типа, чем и прославился Охара.
В 1926 году мастером Софу Тэсигахара создается школа Согэцу (в переводе «травы и луна»). Тэсигахара использовал, кроме традиционных, материалы неприродного происхождения. Это дало ему возможность создавать необычайно разнообразные композиции. Обширные, высотой до нескольких метров композиции появляются в парках, на площадях, в торговых залах. Шагнув за пределы помещений, икэбана перестает быть чисто камерным искусством, становится родственной архитектуре. Софу Тэсигахара создал наиболее стройную и последовательную методику обучения икэбане, доступную и понятную для интересующихся этим искусством в других странах. Поэтому школа Согэцу становится самой популярной не только в Японии, но и во всем мире.
Кроме выше названных, в Японии существует более 60 школ икэбаны со своими частными концепциями, но цель у всех общая — выразить в композициях Великую Природу, ее красоту и гармонию.
Так что же такое икэбана и почему она вызывает интерес в нашей стране? Слово «икэбана» нельзя однозначно перевести на русский язык. Привычные синонимы «аранжировка цветов» или «составление букета» не передет ее сути. «Вторая жизнь цветов» — так можно назвать это необычное искусство. Мастер, срезая цветы, лишает их жизни, но, помещая в композицию, пропускает их через свою душу и таким образом воскрешает в своем произведении, но уже в ином качестве. Помочь цветам проявить себя — и так можно передать суть искусства икэбаны. То есть красота цветка в полной мере раскроется тогда, когда руки мастера перенесут его в композицию. Этот подход к материалу имеет корни в древней религии синто. Согласно ей, все что нас окружает, живое, имеет душу, и потому божественно и священно. Художник должен уметь понять душу цветка, ветки, корня, глины, освободить ее от плена, дать раскрыться ее красоте. И тогда возникнет прекрасное произведение.
Икэбана — особый вид изобразительного искусства. Она сродни ваянию. Скульптор, увидев в куске мрамора лицо, отсекает все лишнее, то есть это ваяние вычитающее. Икэбану же можно назвать ваянием добавления, так как мастер при помощи цветов, трав, корней, веток, керамики создает произведение в пустом пространстве.
Красивая икэбана
Композиция икэбаны

Создание икэбаны — это и своеобразная медитация. Необходимо отключиться от суеты, проблем и тревог, поговорить в душе с каждой веткой, листом, цветком, участвующим в композиции. Без этого общения невозможно почувствовать красоту и характер растений.
Мастера икэбаны в своем творчестве стараются опираться прежде всего на материал, он подсказывает замысел и форму композиции. Если же сделать наоборот, продумать вполне определенную тему и к ней подобрать растения, то композиция может получится надуманной и безжизненной.
Как и всякое художественное произведение, икэбана подчиняется общим для искусства законам гармонии и художественно-композиционным принципам. Гармоничность в икэбане — это соразмерность и соотносительность всех ее частей. В теории искусства икэбаны существует семь правил оценки композиции: соотношение растений и сосуда; сосуда и подставки; цветов и фона; цветов между собой; формы цветов и формы сосуда; цветовые соотношения в композиции; расположение растений по отношению друг к другу.
Как можно всего этого достигнуть? Прежде всего икэбана асимметрична. Этим она отличается от европейского искусства аранжировки цветов. В японской философии симметрия означает прекращение развития и движения, а значит — смерть, асимметрия же — жизнь в бесконечной череде изменений, происходящих каждое мгновение. Создать асимметричную композицию можно, используя определенные пропорции между цветами, ветками и вазой.
Икэбана — это как бы модель мироздания. В ней выделяются три главных элемента. Самая длинная ветка — символизирует Небо, вторая, более короткая — это Человек, третий элемент, цветы — символ Земли. Соотношения между этими тремя элементами выражают идею о мировой гармонии.
Первый главный элемент (самая длинная ветка) должен быть в 1,5—2 раза больше суммы диаметра и высоты вазы. Другая ветка (второй главный элемент) как правило на 1/4—1/3 короче первой, а цветы (третий главный элемент) составляют половину длины главной ветки. Такие пропорции позволяют создать асимметричную композицию, имеющую в основе разносторонний треугольник. Конечно, эти пропорции могут меняться в зависимости от замысла автора, материала, стиля и даже от помещения, где стоит икэбана. Например, в напольной композиции, поставленной в просторной комнате с высоким потолком, главная ветка может быть в 2,5—3 раза длиннее суммы размеров вазы.
Кроме главных элементов, в икэбану входят второстепенные элементы или дополнители. Каждый главный элемент имеет свои дополнители. Они как бы поддерживают и усиливают его. Дополнители всегда короче главного элемента и не должны с ним пересекаться.
Главные элементы — не обязательно ветки и цветы, которые характерны для учебных композиций. В свободных композициях ими могут быть листья и травы, куски стволов, кора, камни. Но и в свободных композициях обязательно должна быть доминанта, а также второстепенные части, подчиняющиеся главной.
Другое важное отличие икэбаны от европейской школы аранжировки — особое внимание к линиям. Они придают композициям динамичность, сообщают определенный ритм. Сочетанием прямых и изогнутых, спиральных и изломанных линий можно передать восторг и скорбь, полет и танец, тревогу и покой, агрессивность и нежность. Чтобы подчеркнуть красоту линий, нужно уметь увидеть ее в ветке, стебле, цветке и убрать все лишнее, безжалостно отрезать мешающие листья, сучки, бутоны. Поначалу это бывает особенно трудно. Обычно на первом занятии обучающимся искусству икэбаны рассказывают следующую историю. Известного мастера чайной церемонии решил посетить высокопоставленный вельможа. Он хотел взглянуть на цветы повилики которыми славился на всю Японию сад мастера. Но каково же было его негодование, когда войдя в сад, он увидел, что все цветы срезаны! И только когда мастер пригласил вельможу в комнату для чайной церемонии, вельможа увидел стоявшую там икэбану которая состояла всего из одного стебля повилики. Мастер срезал все цветы в своем саду, чтобы подчеркнуть красоту одного единственного самого лучшего цветка.
Линии можно создать, используя стебли цветов и трав, корни коряги, причудливо изогнутые ветки. Особенно часто можно увидеть в композициях так называемое кари-моно. Это тонкие изящные ветки, чаще всего ивовые или лианы, ошкуренные и отбеленные, а затем изогнутые или причудливо закрученные. Кари-моно придает композиции легкость, воздушность, динамичность. Ветки, изгибаясь, захватывают определенное пространство и делают его участником композиции. Пустота граничащая с заполненной частью композиции, становится не менее выразительной, создает объемность. Придают глубину икзбане также короткие ветки направленные назад.
Композиция будет гармоничной если находятся в равновесии все ее части. Для этого самые крупные цветы и листья располагают ниже, более мелкие — выше. К сильно изогнутым, изящным и воздушным линиям веток можно добавить пучки мелких цветов или зелени, то есть создать массу. Эта плотная масса растений кажется тяжелой и зрительно уравновешивает композицию. Под высокую и тонкую вазу можно положить подставку. Тогда исчезает впечатление неустойчивости создававамое такой композицией.
Для икэбаны характерна некоторая недосказанность. Красота цветка раскрывается лучше если ее как бы спрятать среди других растений а не выпячивать цветок, стараясь показать его целиком.
В японских композициях не встретишь такого богатства цветов и оттенков, такой пышности, какая характерна для европейских аранжировок. Японцы не используют в икэбане одновременно большое количество видов растений: обычно не более 2-3 видов. Линии в икэбане главенствуют над цветом. Это значит, что они — основной выразительный элемент композиции. Однако цветовые соотношения должны быть гармоничными. Следует помнить, что разные цвета обладают разной силой воздействия на человека. Теплые — желтый, оранжевый, красный — активные зрительно приближающие предметы; холодные — голубой, синий, фиолетовый легко подавляются другими цветами, отдаляют предметы. С помощью зелени различных оттенков можно согласовать цвета друг с другом. Белый, черный и все оттенки серого — нейтральные цвета. С их помощью можно приглушить или усилить цветовое звучание красок. Икэбана может быть построена на основе контрастных сочетаний цветов (лиловый — желтый, красный — зеленый, оранжевый — голубой) или с использованием различных оттенков одного цвета.
Контраст в икэбане — очень важное средство художественного выражения. Это не только цвет. Контрастное сочетание прямых и изогнутых линий гладких и шероховатых поверхностей листьев изысканных нежных цветов и нарочито грубоватой вазы позволяют подчеркнуть особенности растений и усилить впечатление от композиции.
Ваза должна составлять с композицией единое целое. Во многих работах японских мастеров часто невозможно понять, где же кончается растение и начинается ваза. Этому способствует необычайное разнообразие японской керамики. Керамику предназначенную для икэбаны, иногда и вазой не назовешь. Это скорее сосуд или специальный контейнер для растений, сам по себе довольно простой и примитивный, но великолепно подходящий к композиции. В прошлом мастера икэбаны использовали специальные бронзовые сосуды. Теперь же в дело пошло все: керамика, стекло, дерево, металл, пластмасса и даже бумага. Необычные сосуды можно наити в природе. В вазы можно превратить куски стволов, грибы-трутовики, камни, кору. Ваза может повторять цвет, фактуру растений, форму композиции, иметь орнамент, перекликающийся с силуэтом веток. Возможно и контрастное сочетание. Но произведение должно оставаться целостным.
В традиционном японском жилище имеется специальная ниша в стене — токонома, где ставится икэбана или может находиться другое художественное произведение. В современных квартирах нет такого специально отведенного места. Поэтому прежде чем создавать композицию, надо подумать где она будет стоять и как будет взаимодействовать с окружающей обстановкой. Неудачный фон «убьет» самую красивую композицию. Например, на фоне бледных стен теряются изящные композиции из сухоцветов или цветов тонких оттенков, но будут хорошо видны четкие силуэты веток и яркие цветы. Наоборот, яркий однотонный фон подойдет для первых и может оказаться непригоден для вторых.
В отличие от европейского искусства аранжировки цветов икэбана — не просто цветочное украшение интерьера, а частица каждый год вновь оживающей и увядающей природы, принесенная, в дом маленькая планета, живущая по своим особым законам. Поэтому в икэбане обязательно должно быть отражено время года и определенное состояние и настроение, ему соответствующее. Весенние композиции, энергичные, экспрессивные, радостные, включают ветки с набухшими почками и полураспустившимися листьями, побеги, бутоны. Если используется низкая ваза, то ее наливают на 3/4 объема. Все это говорит о развитии, о будущей жизни.
Икэбана из корней
Икэбана из корней

Для летних композиций характерна объемность, пышность, большое разнообразие растений, что говорит о зрелости и силе. Здесь используются ветки, полевые и луговые травы, садовые цветы. В низких вазах вода наливается вровень с краем и по возможности больше открывается взору. Такая композиция в жаркий летний день создает впечатление свежести и прохлады. Осень сопровождают композиции более сдержанные, строгие, с красиво окрашенными листьями и плодами. Вода в низких вазах наливается на 3/4 объема, в ней красиво отражаются оголенные ветки что сообщает настроение задумчивости и грусти.
В зимних композициях используют сухие ветки, листья семенные коробочки в сочетании с цветами и ветками сосны или других вечнозеленых растений. Здесь все говорит о прошлом, об увядании и сне, но одновременно о надежде на возрождение. Низкие вазы наполняются водой наполовину.
Особенность икэбаны, отличающая ее от других видов изобразительного искусства, это то, что материалом служат живые растения, которые должны продолжать жить и в композиции. Для этого существует множество специальных способов и приемов, своих для каждого вида растений. Общим является то, что всякое растение, перед тем как поставить в вазу (куда уже обязательно налита вода) два-три раза подрезают под водой острым ножом, бритвой или секатором. Так в месте среза удаляется воздушная пробка, и растение может беспрепятственно впитывать воду. Зелень, нужная для композиции, но еще в ней не использованная, тоже должна стоять в воде. Вода берется кипяченая или отстоявшаяся сутки. Эти простые приемы позволяют без специальных консервирующих веществ сохранить композицию живой и свежей. Увядщие растения надо немедленно удалять и заменять свежими.
В Японии существует множество традиции, связанных с икэбаной. Икэбана имеет сложную символику и философию, не всегда доступную и понятную европейцам. Да нам и не стоит заниматься копированием. У нас своя культура, традиции, наконец, свои не менее интересные растения. Следует учиться у японцев чуткому и бережному отношению к природе, наблюдательности, умению видеть красоту и наслаждаться ею, учиться технике обработки растении и постановке композиции.
Соприкосновение с этим замечательным искусством дарит радость творчества, делает нас тоньше и восприимчивей духовно богаче и просто помогает жить.

Автор - Ольга Файтлина

Поделиться с друзьями:
загрузка...


Комментарии:
Антон
Отлично! Очень пригодилось :)

05:11:12 19:52:34

Правила: В комментариях запрещено использовать фразу 'http', из-за большого кол-ва спама
Добавить комментарий:
Имя или e-mail


Последние статьи:

Реклама:
Контакты администрации сайта :