UNBELIEVABLE.SU | ||||||
Войны Загадочные и интересные места/открытия Загадки прошлого Сокровища и пираты Загадки животного мира Личности/народы Катастрофы Праздники и обычаи Религия/Вера Искусство Медицина Высокие технологии НЛО/пришельцы Загадки космоса Истина
|
Поделиться с друзьями:
История русского лубкаВ наше трудное время когда все мы больше слышим о деградации культурных учреждений, о всеобщем невнимании к искусству, неожиданно открылся новый музеи, которого ждали, поди, не одно столетие. И вот наконец свершилось. Да еще в самое смутное для России время. «Музей народной графики», а попросту музей русского лубка возрождает древнее искусство Руси, уходящее корнями своими в самую глубину души народа. Освящая открытие выставки, священник, раскачивая кадило, произнес слова, которые поразили меня своей простотой и мудростью. — Возвращение к искусству — дарит свет всем! Каким же светом одаривает нас древнее искусство лубка, возрождаемое усилиями энтузиастов и просветителей? Что он для нас почти забытый с годами русским лубок? Это — целый этап духовного развития народа, возрождение которого ощущается сегодня как закономерная необходимость. Народные картинки отражают в себе дух эпохи и народа, служат пособием для изучения быта, нравов, культуры, исторических событий прошлых веков. Они знакомят с верованиями русского человека, его воззрениями и предрассудками, со всем тем, что занимало и забавляло его, в чем сказывалось его остроумие. Страницы истории лубка похожи на летопись, это своеобразная иллюстрация прошлого. Рассматривая их, мы мысленно перенесемся в XVI—XVII века, в эпоху возникновения книгопечатания. Гравировали лубочные картинки двумя способами: выпукло, на липовых или оловянных досках, и вглубь, на меди «крепкою водкой» и резцом. Деревянные доски постепенно заменялись медью, свинцом, а позднее литографским камнем. Во второй половине XVIII века народные картинки режутся серебряниками (мастерами по серебрению), живущими в подмосковном селе Измайлове, а печатаются в Москве на большой фигурной фабрике купца Ильи Ахметьева которая славилась своими произведениями на протяжении ста лет. В редких случаях лубочные картинки пускались в обращение черными, нераскрашенными. Сначала рисунки «выжимались» или «оттискивались» в один цвет, затем приступали к ручной раскраске или «цветке». Использовали всего 4—5 простых красок без их смешения, без усиления или ослабления их оттенков малиновую зеленую, желтую и красную, позже синюю. Картинки раскрашивались щетинными кистями довольно быстро, поэтому краска могла переходить за контур изображения или не доходить до него, задеть лицо и быть небрежно положена. Покупатель не браковал такие картинки, так как больше ценил в них яркость, чем аккуратность их накладки. Раскраска лубочных картинок сделалась специальным ремеслом жителей некоторых деревень. Картинки продавались в розницу по 1—1/2 копейки за штуку, а сотнями по 1 рублю. В самой Москве продажа лубка производилась у стен Кремля — у Спасских ворот на мосту, где с утра до ночи толкался всякий люд, в Овощном ряду, откуда «потешные» листы покупались для царского обихода. Содержание лубочных картинок очень разнообразно. Среди них встречаются копии с икон, воспроизведение библеиских и апокрифических религиозных сказании, картины жития святых и их чудотворений, церковные праздники и святцы. А есть лубки и со сценами из богатырских былин, народных сказок, эпоса животных, легенд и поучительных или забавных притч и повестей. Можно даже наити изображения и описания необычайных чудовищ, фантастических зверей и птиц. Лубки бывают и со смешными и сатирическими сюжетами. Это лубки — карикатуры на современность, в особенности на мероприятия правительства. Были лубки-портреты военных героев, лубки с видами монастырей, лубки-азбуки, лечебники и песенники. Для удовлетворения житейских потребностей людей гравировали на дереве дешевые игральные карты, сатирические сочинения. В пользу народного образования были выгравированы картинки научного содержания, разные виды городов и их описание, буквари, арифметика, хиромантия и первая космография (астрономия). Сюда можно отнести и календари, заключавшие в себе некоторые научные сведения. Одним словом, гравюра на дереве старалась заменить для народа, и в особенности для бедных и простых людей, те книжные рукописи и миниатюры, которые по своей дороговизне были доступны только богатым. Кроме этого, печатные лубки долгое время заменяли собою дорогостоящие живописные образа не только в домах, но и в небогатых церквях. Лубковая гравюра XVII века. Медведь с козою веселятся. В раннии период лубочные картинки были достоянием всех слоев населения, начиная с царского дворца. Лубками украшались постельные палаты, в которых не вешали картин. Уже в 1695 году для семилетнего царевича Алексея Михаиловича в Овощном ряду в Москве покупали «печатные потешные» листы немецкие привозные и русские. Малолетние царевичи и царевны, забавляясь этими листами, получали из них сведения о некоторых предметах естественной истории, географии, всеобщей истории и других наук. В XVIII веке почти все дворянство, особенно провинциальное, пользовалось такими «потешными» листами именно при обучении детей. На лубочных картинках мы встречаем известия о знамениях, изображения кометы, дивнои птицы и всевозможных странных явлений. В картинках есть целый ряд описаний различных чудищ. Это морское и лесное чудо, сатир и урод. "Уж ты сад, ты мой сад!" Литография. 1893 год. Народный лубок являлся иллюстрацией бытовой фантазии. От нее, от народной темы и музыкального слова зародился песенный лубок, который стал их образным историческим хранителем. Песенный лубок, иллюстрируя деревенскую поэзию, показывает одновременно и быт. Для легкого чтения были предназначены лубочные картинки, составляющие разряд сказок. Такие лубки-сказки находились в обращении среди дворовых людей, солдат, деревенских грамотеев. Особенно были популярны «О царевиче Иване и Жар-птице», «О Бове Королевиче», «Об Еруслане Лазаревиче» В конце XIX века русскии лубок как вид художественного творчества перестает существовать, но он не уходит из русского народного искусства. Именно в это время старинные листы люди берегут как большие драгоценности. Именно в это время в России его начинают изучать и коллекционировать, появляются серьезные собиратели лубков. Святой Лазарь и грешник. Гравюра XVIII века У знаменитого автора «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля была большая коллекция лубков. Одним из первых занялся изучением истории гравирования, собиранием лубка в России Дмитрий Александрович Ровинскии. В его коллекции имелись все до единого русские лубки, вышедшие к тому времени, к концу XIX века. А их было уже около 8 тысяч штук. На лубок опирались мастера Городецкой росписи по дереву на прялках и мебели. Из лубка выросла и лаковая миниатюра Мстеры, Федоскина, Палеха, декоративная роспись Жостова. Очень много заимствовали у лубка мастера северных росписей, керамисты, ткачи — набойщики, резчики пряничных досок. Лубком рождены персонажи и сюжеты Богородской игрушки. Лубком интересовались П. Федотов, И. Репин, А. Васнецов и Б. Кустодиев. К лубку обращались и Кандинский, и Добужинскии и Кончаловский, и Лентулов. Рыба Мелузина. Гравюра XVII века В наше время традиции народного лубка продолжили художники-энтузиасты, объединенные в 1982 году в «Мастерскую народной графики» Виктором Пензиным. Он сплотил группу таких же, как он сам, энтузиастов, которые, проявив интерес к прошлому культурному наследию, взяли на себя миссию возродить древний жанр русского изобразительного искусства — русскии лубок, его стилистику и старинным способ печати, и реконструировать древние листы. Они придали лубку новое звучание, наполнили его современным содержанием. Художники-лубочники «Мастерской народной графики» поставили перед собой цель и задачу — вернуть русскому народу его наследие, сделать некогда забытый и отнятый у народа лубок отвечающим современности. «Мастерская народной графики» за десятилетие своего существования провела огромную работу по восстановлению старинного русского промысла. Широко развернув творческую и выставочную деятельность, мастерская как раз и явилась прообразом первого в стране «Музея народной графики». А ведь до этого всего 3—4 раза за последние 40—50 лет устраивались лишь отдельные выставки русского лубка. И вот теперь лубок нашел свое постоянное местожительство в музее, где впервые открылась серьезная его экспозиция. "И пятый ангел вострубил"... Апокалипсис Василия Кореня (1692-1696) Очень примечательно то, что «Музей русского лубка» находится в бывшей лубочной слободе, где традиционно производили народные картинки. Само название Печатникова переулка говорит о том, что в нем находились печатни, где печатались картинки. А уже отпечатанные лубки продавались и у Сретенских ворот, и у церкви Святой Троицы в Листах, где когда-то шумели лубочные базары. Своим новым подъемом лубок обязан создателю первого в стране «Музея народной графики» Виктору Петровичу Пензину, талантливому художнику, собирателю и распространителю лубка, человеку, преданному своему делу и упорно отстаивающему уважительное и бережное отношение к русскому лубку как к замечательному наследию народной культуры. Королева Дружиневна. Гравюра XVII века Охваченный страстью к лубку, одержимый его возможностями, художник использовал старинную технику лубочных картинок, повторял народные сюжеты, искал свои. Вот здесь-то и началась напряженная, но интересная работа. Возникали целые серии лубков, декоративный лубок и исторический, сказочный и поучительный, песенный и сатирический. Виктор Пензин организовывал в России и за рубежом выставки искусства графики из своего собрания, старался сам не пропускать участия в различных выставках современных художников, основал «Мастерскую народной графики» и, наконец, музеи лубка. Обратимся непосредственно к Виктору Пензину, директору «Музея народной графики»: — К созданию музея я шел всю свою жизнь, всеми своими делами и помыслами. Моей целью было вернуть русскому народу отобранный у него жанр лубка. Музей является вершиной моей жизни, ее целью и идеей. Я неизбежно должен был прийти к созданию музея, что стало заключительной фазой всего того, что я сделал за свою жизнь. Но теперь надо еще и сохранить музей. Мы торопились с его открытием потому, что здание на шего музея хотели у нас отнять. Но я уверен, что никакие силы не сокрушат нас. Теперь я пойду другим, новым путем буду делать лубок на тарелке. Сейчас лубок в том виде, в каком он был в XVII—XVIII веках, существовать не может. У меня это будут тарелки. Я буду создавать свою серию русской тарелки с циклами свадеб, гороскопов и т. п. Я убежден, что и для моих тарелок наступит свое время. Музей должен стать научным центром по изучению лубка, создавать фонды, собирать экспонаты, обмениваться ими, вести просветительскую деятельность, пропагандировать лубок. Вход в музей будет бесплатным. При музее предполагаем организовать школу художественных ремесел для детей. Там их будут обучать традиционным русским промыслам, чтобы не дать прерваться нити народного искусства. Надо передавать его как и раньше из поколения в поколение! Это дарит свет всем! Автор - Анастасия Яновская Поделиться с друзьями: Комментарии: Нет комментариев :( Вы можете стать первым! Правила: В комментариях запрещено использовать фразу 'http', из-за большого кол-ва спама Добавить комментарий: |
Последние статьи:
|