UNBELIEVABLE.SU
Приведения/полтергейст

Войны

Загадочные и интересные места/открытия

Загадки прошлого

Сокровища и пираты

Загадки животного мира

Личности/народы

Катастрофы

Праздники и обычаи

Религия/Вера

Искусство

Медицина

Высокие технологии

НЛО/пришельцы

Загадки космоса

Истина


Реклама:
Поделиться с друзьями:

"Срочно. Калуга Циолковскому"

"Срочно. Калуга Циолковскому"Это письмо было написано Максимом Горьким, который собирался на родину и 21 апреля 1928 года писал Константину Федину из Соррента: «В Россию еду около 20 мая. Сначала в Москву, затем - вообще. Обязательно - в Калугу- Никогда в этом городе не был, даже как будто сомневался в факте бытия его, и вдруг оказалось, что в этом городе некто Циолковский открыл "причину космоса". Вот вам!.. Вообще же наша Русь - самая веселая точка во Вселенной».
Калуга и Космос
Почему Горький иронизирует, как-то не совсем всерьез принимает Циолковского и его философский труд? В то время, когда у меня возник этот вопрос, был еще жив Константин Александрович Федин, и я обратился к нему с письмом.
Ответ пришел неожиданно быстро. Видно, и Федину был далеко не безразличен оттенок смутивших меня строк. "Вы, конечно, знаете, - писал Константин Александрович, - об огромном уважении Горького к людям науки. Разумеется, не Циолковский вызвал улыбку Горького. Он собрался, наконец, на родину после семилетнего отсутствия. Он радуется, ему хочется пошутить, веселым чудится сочетание Калуги с Космосом. Как хотите, - я вижу шевеленье горьковского уса. И все-таки поехать в Калугу, повидать изобретателя-мудреца ему хотелось всерьез!"
Все это так. Но была, несомненно, еще одна причина. Тогда, находясь в Италии, Горький очень мало знал о патриархе звездоплавания, о его подвижнической жизни. Пройдет несколько лет, и писатель, узнав о Циолковском больше, скажет о нем добрые, сердечные слова.
Письмо старому другу
Тихая комната в Институте мировой литературы имени А.М. Горького. В этом институте хранится архив писателя. Передо мной горка папок. Я внимательно просматриваю их содержание.
В голубой папке нахожу письмо Горького, отправленное из Италии в Калугу весной 1928 года старинному другу писателя, астроному и педагогу Сергею Васильевичу Щербакову.
Они подружились в Нижнем Новгороде в середине 1890-х годов.
В ту пору Щербаков был душой нижегородского кружка любителей астрономии.
Собирались обычно у Горького за чашкой чая, и Щербаков увлеченно рассказывал о науке. Не удивительно, что Горький вступил в научный кружок Щербакова. А года на три ранее был принят в этот же кружок Циолковский. Получилась любопытная картина: Горький и Циолковский, не зная того, состояли в одном и том же астрономическом обществе!
Максим Горький. Сорренто, 1926 год
Максим Горький. Сорренто, 1926 год

Очевидно, отвечая на приглашение, Горький пишет Щербакову: "Разумеется, я приеду в Калугу, и мы посмеемся за чаем. У вас, кстати, некто Циолковский открыл - наконец! - "причину космоса", так мы и его чай пить пригласим, и пусть он покажет нам эту "причину", если она имеет вид приличный. Ты, Сергей Васильевич. Циолковского, наверное, знаешь. Любопытный, должно быть, народ калужане, ежели они способны этакие "причины" открывать".
«Искренне огорчен этим»
Перебираю письма Щербакова, хранящиеся в Институте мировой литературы, и вижу: ответ сохранился. В тон Горькому Сергей Васильевич пишет шутливо: «С Циолковским знаком более тридцати лет. Изредка встречаемся, встречи обычно бурные, и на улице есть опасность попасть в милицию в качестве нарушителей тишины: в своих воззрениях на "конец всех концов" (что после смерти?) в корне расходимся».
Это письмо Алексей Максимович получил в апреле 1928 года, а в конце мая он приехал в Москву. Его встречали тысячи людей. На привокзальной площади был торжественный митинг. Для писателя началась напряженная жизнь: выступления, встречи, поездки...
В один из июньских дней Горький принимал у себя группу писателей. Беседа продолжалась долго. Провожая гостей, Алексей Максимович задержал калужского журналиста К.Н. Алтайского и стал с интересом расспрашивать о Циолковском. ."Горький, - вспоминал Алтайский, - не успокоился до тех пор. пока не "выудил" всего, что я знал о Циолковском".
Уже приближалась осень, а задуманную поездку в Калугу Горькому все никак не удавалось осуществить. В конце августа он жаловался литератору И.М. Касаткину: «Завтра еду в Ленинград на неделю - это необходимо. Ясно, что в Тарусу, в Калугу - не попаду. Искренне огорчен этим». Так и не побывав в Калуге, писатель по настоянию врачей снова уехал в Италию.
Загадочные пометки
Знал ли Циолковский об интересе Горького к нему? Чтобы проверить это, пришлось на время оставить Институт мировой литературы и отправиться в другой конец Москвы, в архив Российской академии наук.
Среди множества рукописей основоположника космонавтики, хранящихся там, нашлась тетрадка «Запись отправок», испещренная вдоль и поперек короткими пометками. Они делались Циолковским для себя. На одной из страниц тетрадки - торопливая запись: «Горькому послано (24 окт. 28 г.) Маш. Азб, Мон, Прич. Откл, Люб, Ум».
Загадочные на первый взгляд пометки расшифровываются просто - это сокращенные названия работ Циолковского. К примеру. "Мон" - работа "Монизм Вселенной", «Прич» - уже упоминавшаяся «Причина космоса», «Откл» - "Отклики литературные" и так далее.
Летом 1929 года состоялся съезд крестьянских писателей. Горький снова был в Москве, и, конечно, - приглашен на съезд. В перерыве между заседаниями, увидев журналиста Алтайского, Горький спросил о Циолковском. "Разговор был короткий, - вспоминал журналист, - однако он убедил меня в том, что Алексея Максимовича калужский ученый по-прежнему глубоко интересовал".
Телеграмма из Москвы
Осенью 1932 года Циолковскому исполнилось 75 лет. В журнале «Наши достижения», редактором которого был Горький, появилась большая статья, посвященная родоначальнику космонавтики. Горьковский журнал писал о многоступенчатых ракетах, скафандрах и выходе человека в открытый космос - вещах, ставших реальностью лишь спустя много лет.
В начале сентября 1932 года Щербаков пишет Горькому в Москву: "Дорогой Алексей Максимович! 9 сентября у нас в Калуге будет всесоюзное торжество чествования К.Э. Циолковского. Ждут гостей со всех концов СССР. Не надумаешь ли быть среди них? Позволь надеяться на скорое свидание. Жму твою руку. Сердечно преданный и любящий тебя С. Щербаков».
Болезнь помешала писателю приехать в Калугу. «Юбилей Циолковского прошел, - писал Щербаков Горькому. - По городу упорно ходили слухи, что ты будешь на юбилее, ждали. И я ждал».
Среди лавины приветствий, полученных юбиляром в те дни, была телеграмма: «Срочно. Калуга, Циолковскому. С чувством глубочайшего уважения поздравляю Вас, герой труда. М. Горький».
Горькому от Циолковского
Телеграмма великого писателя стала для Циолковского событием. Сохранился черновик ответа ученого. Он писал, что работает над очерками «легкими для чтения, как воздух для дыхания". Цель их - популярно рассказать о «познании Вселенной и философии, основанной на этом познании». Циолковский успел выполнить задуманное лишь частично. На рукописи одного из очерков - «Непрерывность жизни» - надпись карандашом: -Дорогому М. Горькому от Циолковского».
Работа К. Э. Циолковского с дарственной надписью
Работа К. Э. Циолковского с дарственной надписью

Давно было известно, что в личной библиотеке писателя хранятся книги Циолковского. Я пришел в музей-квартиру Горького в Москве, чтобы посмотреть эти книги. Научный сотрудник музея, внучка писателя Марфа Максимовна Пешкова, достала из шкафа стопку небольших книжек. Тут и «Причина космоса», и «Космическая ракета», и знаменитая работа «Исследование мировых пространств реактивными приборами».
На книге «Монизм Вселенной» - дарственная надпись: «Дорогому писателю и мыслителю М. Горькому от автора. 1928 г. 24 октября». Труды о цельнометаллическом дирижабле, о звездоплавании, философские. Двадцать восемь книг, все основные работы отца космонавтики. В некоторых из них - пометки писателя. Читая труды Циолковского, он подчеркивал карандашом строки, особенно его заинтересовавшие.
В одной из своих статей Горький писал: «Человек создан затем, чтобы идти вперед и выше. Люди полезут еще на Марс, выльют море в пустыню и оросят ее». Эти слова звучат совсем "по Циолковскому".
Источник: Тайны ХХ века, №28, июль 2009, Геннадий ЧЕРНЕНКО

Поделиться с друзьями:
загрузка...


Комментарии:
Нет комментариев :( Вы можете стать первым!
Правила: В комментариях запрещено использовать фразу 'http', из-за большого кол-ва спама
Добавить комментарий:
Имя или e-mail


Последние статьи:

Реклама:
Контакты администрации сайта :