UNBELIEVABLE.SU
Приведения/полтергейст

Войны

Загадочные и интересные места/открытия

Загадки прошлого

Сокровища и пираты

Загадки животного мира

Личности/народы

Катастрофы

Праздники и обычаи

Религия/Вера

Искусство

Медицина

Высокие технологии

НЛО/пришельцы

Загадки космоса

Истина


Реклама:
Поделиться с друзьями:

Компьютерные манипуляторы

Компьютерные манипуляторыС момента изобретения компьютера ученые непрестанно думают о том, как облегчить общение электронной машины и человека, как сделать компьютер максимально доступным, удобным и простым в пользовании.
Творец компьютерной мыши
9 апреля 1989 года американский ученый доктор Дуглас Энгелбарт получил почетный приз от Массачусетского технологического института (полмиллиона долларов) за изобретение компьютерной мыши.
Еще в пятидесятые годы прошлого века доктор Энгелбарт наряду с другими учеными задумывался над созданием инструментов, позволяющих более эффективно использовать компьютер. «Я несколько лет пытался добиться от компьютера интерактивности, чтобы он мог напрямую общаться с человеком», - вспоминал ученый.
Команда специалистов из Стэнфордского университета, работавшая под руководством доктора Энгелбарта, была настоящим генератором идей. В их рядах получила развитие мысль взаимодействовать с компьютером непосредственно через монитор. Была разработана довольно сложная панель, закреплявшаяся перед экраном, которую успешно «видели» как оператор, так и машина и могли с ее помощью обмениваться информацией. Но это решение оказалось не самым удачным. Предшественником компьютерной мыши послужил созданный в тех же лабораториях большой и тяжелый трэкбол. Трэкбол представляет собой «мышь наоборот» - стационарное приспособление, в котором свободно крутится большой шар. С его помощью и осуществляется перемещение курсора по монитору.
Были и другие варианты, но в результате все тесты на скорость, точность и удобство эксплуатации прошло лишь одно приспособление: "индикатор положения икс-игрек" - именно так в официальных документах называлась пресловутая компьютерная мышка. "Один из тех, кто работал в нашей команде, назвал это устройство мышкой, и прозвище приклеилось навсегда, - вспоминал доктор Энгелбарт. - Мы думали, что, представ перед большим миром, оно получит новое, более серьезное имя, но этого так и не случилось".
«Однорукая» клавиатура
Разумеется, изобретением мыши работа не ограничилась. Одна из разработок доктора Энгелбарта - так называемая хордовая клавиатура, созданная, правда, уже более тридцати лет назад. Она была задумана так, чтобы ее можно было использовать вместе с мышкой, такая клавиатура позволяет пользователю набирать все буквы алфавита пальцами одной руки. Однако, в отличие от мышки, хордовая клавиатура так и не привилась.
Ученым из Стэнфордского университета также принадлежит первенство в разработках гипертекстовых ссылок и реализация возможности объединения текста и графики в единое целое. Они первыми соединили компьютеры в сеть, придумали веб-браузер и видеоконференцию.
Дуглас Энгелбарт - изобретатель компьютерной мыши
Дуглас Энгелбарт и его изобретение - самая первая компьютерная мышь

Что задумал интернет-пользователь?
Наука не стоит на месте. Мышь - это хорошо, но уже сейчас ученые работают над созданием технологии, которая позволила бы, анализировать движения этой мыши и согласно им заранее предсказывать поведение посетителя сайта еще до того, как он сделал на странице какой-либо выбор.
К примеру, исследователи из Массачусетского технологического института (МТИ) в Бостоне выяснили, что некоторые перемещения мыши являются характерными, и на их основании можно определить дальнейшие намерения пользователя. "Глядя на перемещения мыши, я могу сказать, читаете вы страницу или нет. - говорит Тед Селкер, профессор МТИ. - Если вы ее читаете, то совершаете определенные движения: либо убираете указатель направо, чтобы он не мешал, либо опускаете его вниз". Этой новой системе слежения ученые присвоили рабочее название "сыр", потому что она следит за перемещениями мыши, как настоящая мышь за кусочком сыра. Благодаря ей создатели сайтов могут определить приоритеты пользователя и, соответственно, подгонять сайты под посетителей, делать их более индивидуальными. А следующий
этап разработки - сайт, содержание и вид которого уже сами меняются, учитывая вкусы и потребности буквально каждого пользователя.
Трекбол
Трекбол - мышь наоборот

Поговори со мной...
Несомненно, компьютерная мышь существенно облегчила общение человека с машиной. Но люди по-прежнему лелеют мечту - общаться с компьютером напрямую, с помощью голоса. И ученые всеми силами пытаются решить эту задачу.
Правда, надо заметить, что, несмотря на долгие годы работы исследователей всего мира, достижения в этой области довольно скромные. Кое-какой прогресс появился совсем недавно.
До сих пор большинство программ "общения с компьютером на естественном языке" - именно таким термином пользуются ученые - основывались на методике построения ответов на вопросы. Как правило, программы искали в произнесенных человеком командах ключевые слова, а затем, перебирая свой словарный запас, находили адекватные ответы из уже готового списка или конструировали их на основании формальной грамматики. Главный недостаток подобных программ заключался в том, что они "не понимали" коротких предложений - оператору приходилось долго и многословно "растолковывать" компьютеру самые элементарные вещи только для того, чтобы получить уже заранее вложенный в программу ответ.
Но вот, кажется, процесс пошел. Во всяком случае, так утверждает израильская компания "АИ", создавшая программу, в которой заложены алгоритмы самообучения.
Программу назвали «ЭАЛ» в честь мятежного компьютера-ипохондрика из романа Артура Кларка «Космическая одиссея 2001 года». Правда, это имя программа получила вовсе не за сходство с взбунтовавшейся машиной, а потому, что с ней, как и с героем Кларка, можно разговаривать.
Израильский "ЭАЛ" имеет своего личного учителя, который вводит ему в память информацию, обучает человеческой речи и отвечает на вопросы.
Электронный «детский сад»
К настоящему моменту программа находится еще в «младенческом» возрасте не только по интеллекту, но и по объему - ее легко можно установить на персональный компьютер. Она и "ведет" себя пока, как ребенок, которому еще не исполнилось и двух лет.
При этом Джейсон Хатченс, научный руководитель компании «АИ», подчеркивает, что "ЭАЛ" не умеет думать. Эта программа - просто удачно функционирующая модель речевой способности человека. Но при этом она способна "обмануть" независимых экспертов и успешно пройти так называемый тест Тьюринга.
Еще в сороковых годах прошлого века английский математик Алан Тьюринг указал, что если машина способна вести продолжительный диалог - не важно, с помощью ли пишущей машинки или через микрофон, - и ее ответы нельзя отличить от тех, которые мог бы дать на ее месте человек, то такая машина мыслит в любом разумном значении этого слова.
Так вот, "ЭАЛ" этот тест проходит. Большинство людей, участвовавших в эксперименте, задавая через посредника вопросы поочередно маленькому ребенку и программе, не могли определить, когда отвечает человек, а когда - машина.
Кстати говоря, еще на ранней стадии работ по настройке модели человеческой речи, разработчики предлагали всем желающим поболтать с нею в Интернете. Один психиатр, участвовавший в таком диалоге с компьютером, заметил, что своими реакциями тот напоминал многих из его пациентов.
Так что для задушевных разговоров, а тем более - для научных споров с компьютером время еще не пришло. Все, что мы пока можем - это возить мышкой по столу...

Источник: Тайны ХХ века, №42, октябрь 2009, Виктор НИКОЛАЕВ

Поделиться с друзьями:
загрузка...


Комментарии:
Нет комментариев :( Вы можете стать первым!
Правила: В комментариях запрещено использовать фразу 'http', из-за большого кол-ва спама
Добавить комментарий:
Имя или e-mail


Последние статьи:

Реклама:
Контакты администрации сайта :